90% российских публикаций по проблемам ВТО посвящены оценке возможных последствий присоединения России к этой организации в результате изменения импортных тарифов, а также государственной бюджетной поддержки экономики (прежде всего, аграрного сектора). Это те последствия, которые лежат на поверхности и могут затронуть российский бизнес и граждан вскоре после окончательного вступления страны в ВТО. Но целый ряд последствий не только не просчитывается, но даже не обсуждается. В частности, может произойти полный переход природных ресурсов России под контроль транснациональных банков и корпораций.
ВТО: превращение в глобального экономического спрута
Не учитывается и не обсуждается по той причине, что ВТО – механизм, который постоянно расширяет свои цели, задачи, функции и полномочия. Когда-то ВТО (тогда еще ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле, – предшественник ВТО) занималась лишь регулированием международной торговли товарами с помощью согласования и унификации таможенных пошлин. Потом организация стала заниматься вопросами гармонизации и снижения нетарифных барьеров (количественные ограничения торговли товарами, технические и экологические стандарты и т.п.). Постепенно в поле зрения и регулирования организации оказалась также торговля услугами. Больше внимание ВТО стала уделять такому сектору услуг, как финансовые услуги. В этой связи по целому ряду вопросов, относящихся к финансовому сектору экономики, деятельность ВТО стала пересекаться с Международным валютным фондом (МВФ).
Наконец, в сферу регулирования организации попали объекты интеллектуальной собственности.
ВТО крайне озаботилась обеспечением «равных» условий хозяйственной деятельности в разных частях и уголках мира, начав «крестовый поход» против разного рода государственных субсидий. Соответственно ВТО стала все глубже вникать в вопросы налогов, бюджетного финансирования экономики, ценообразования и тарифов, заработных плат и социальных условий работников, в экологию и стандарты безопасности пищевых продуктов, технологий, промышленных изделий и т.п. Как тут не вспомнить поговорку: «Аппетит приходит во время еды».
«Аппетит» главных «акционеров» ВТО (страны «золотого миллиарда») продолжает нарастать.
Об этом можно судить по тематике встреч, которые в последние годы проводятся в штаб-квартире ВТО, а также на международных форумах, организуемых главными «акционерами» ВТО. Можно ожидать, что функции ВТО могут быть в ближайшее время сильно расширены. Вопросы торговли могут оказаться не самыми главными в деятельности ВТО. Среди новых функций: регулирование инвестиционной деятельности, международной миграции рабочей силы, финансовой деятельности государства (в том числе налоговая политика), использования природных ресурсов.
В частности, готовится пакет документов, в которых предусмотрено резкое ограничение (фактически ликвидация) суверенных прав государств по регулированию инвестиционных процессов на своих территориях. Например, транснациональные корпорации получат право в судебном порядке оспаривать те национальные законы, которые снижают прибыли ТНК от производственно-инвестиционной деятельности на территориях соответствующих стран. А также требовать компенсаций за понесенный ущерб (упущенные прибыли).
Остановимся подробнее на планах ВТО, касающихся наднационального регулирования использования природных ресурсов.
ВТО: планы глобальной «либерализации» в сфере природопользования
Основные положения концепции наднационального регулирования допуска транснациональных корпораций к природным ресурсам суверенных государств были озвучены генеральным директором ВТО Паскалем Лами осенью 2010 года в Берлине на конгрессе по сырьевым товарам (данное мероприятие нашло освещение в некоторых российских источниках. См., например: «Генеральный директор ВТО о развитии торговли сырьевыми товарами» // Мосты, декабрь 2010, вып. 7).
Руководитель ВТО обратил внимание на то, что в документах этой организации нет специального соглашения, посвященного регулированию торговли сырьевыми товарами. Фактически вне сферы «эффективного контроля» ВТО оказывается 20% мирового торгового оборота. А также множество стран, у которых в экспорте преобладают природные ресурсы. По данным ВТО, на сегодняшний день в мире насчитывается 21 страна, экспорт которых более чем на 80% состоит из сырья.
Руководитель ВТО явно поскромничал, сказав, что его организация не оказывает влияния на мировую сырьевую торговлю. Оказывает, и даже очень. Например, правила ВТО запрещают введение прямых количественных ограничений на экспорт природных ресурсов. Также ВТО потрудилась на славу для того, чтобы «извести» различные межгосударственные товарные соглашения (торговля различными биржевыми товарами – кофе, бананы, хлопок, руды металлов и др.). Последние создавались в свое время для того, чтобы обеспечивать стабильность экспортных доходов сырьевых стран, тормозить растущие ценовые «ножницы» в торговле сырьевыми и готовыми промышленными товарами.
П. Лами посетовал, что в рамках ВТО страны до сих пор используют законные и не вполне законные ограничения для торговли товарами, причем делают это почти исключительно экспортеры, а не импортеры. Но вот что важно: по его мнению, ограничения торговли природными ресурсами могут наносить больший ущерб экономике, чем ограничения торговли готовыми изделиями.
Зачем же правительства стран – экспортеров природных ресурсов вмешиваются в торговлю сырьевыми товарами? Они, как отметил П. Лами, оправдывают это вмешательство тем, что необходимо сохранять истощающиеся ресурсы, защищать окружающую среду, диверсифицировать базу экспорта, проводить структурную перестройку экономики. Все это проявления устаревшего «национального эгоизма».
Практически власти реализуют «национальный эгоизм» в сфере природопользования с помощью таких традиционных инструментов, как экспортные квоты и экспортные пошлины, а также экономическое и административное регулирование объемов добычи полезных ископаемых и других природных ресурсов. Власти могут это делать и потому, что конституции многих стран в тех или иных выражениях подтверждают национальный суверенитет над природными ресурсами, что, по мнению П. Лами, является анахронизмом. А ВТО, к несчастью для ее главных «бенефициаров» (ТНК), ограничена в своих возможностях воздействовать на страны-экспортеры природных ресурсов. Правила ВТО запрещают устанавливать количественные квоты на экспорт ресурсов, но при этом ВТО не имеет полномочий регулировать размеры экспортных пошлин.
И уж тем более не может указывать странам, сколько им добывать природных ресурсов. С точки зрения ВТО и ТНК это непорядок, его следует исправить, добычу и вывоз природных ресурсов надо поставить под свой жесткий контроль.
Как и полагается, под это подводится «теоретическая база». Лами на упомянутом международном форуме сформулировал следующие ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте