Идея социального прогресса, несомненно, принадлежит к основополагающим мировоззренческим установкам современности. Однако такой высокий статус не должен превращать ее в «священную корову». Идея прогресса нуждается, на наш взгляд, в серьезной критике. Весь ход современной истории настоятельно диктует задачу такой критики. «Кризис» и «критика» – слова однокоренные, корнем их (с греч.) является суд. Кризис, в качестве суда истории, является вызовом, который требует ответа в виде взвешенного, ответственного суждения о сути происходящего в мире.
Глобальный кризис современности имеет не только вполне очевидные экономические и политические причины. Как и всякое вообще социальное явление, он берет свое начало в тех процессах, которые происходят в духовной жизни общества. И если европейская цивилизация (авангардом которой являются США) зашла в глухой тупик, то причины этого лежат, прежде всего, в ее идеологической основе. Идея прогресса – один из конституирующих элементов этой основы.
В заглавие этого текста недаром вынесено слово миф. Идея прогресса есть мощный социальный миф, то есть претендующий на вечность и универсальность архетип общественного сознания, который есть не просто призма, через которую воспринимается мир, а скорее – те установки разума, которые формируют саму структуру действительности этого мира. Идея прогресса – это те глаза, которыми европеец смотрит на мир. Даже если человек гуманитарно образован и знает, что понятие о социальном прогрессе зародилось по историческим меркам очень недавно, это часто не мешает ему искренно верить в вечность и универсальность прогрессивного развития. Даже если действительность этого мира явно демонстрирует нечто несовместимое с идеей прогресса, нечто, казалось бы, очевидно противоположное ей, европейский человек в массе своей убежден, что это и есть прогресс, а тот, кто этого не понимает, является отсталым обскурантом и ретроградом.
Идея прогресса в европейской культуре имеет возраст не более четырехсот лет. Еще в 16-ом веке ни о каком прогрессе никто не думал и не говорил, да и в веке 17-ом, думается, трудно будет найти сколько-нибудь значимые проявления этой идеи. По-настоящему она начинается в 18-ом веке в идеологии Просвещения. Затем в широкие массы идея прогресса была внедрена позитивизмом, который знаменует собой пошлый конец блестящей европейской культуры. Примитивная теория «трех стадий» вскоре после О. Конта перестала всерьез упоминаться, но именно она до сих пор определяет не только массовое сознание, но и так называемое «научное мировоззрение» многих ученых. «Сначала люди были недоразвитыми и плохо умели познавать мир, и у них была религия; потом они отошли от этой дикости, но все еще не умели познавать мир правильно, и у них возникла философия; а теперь, наконец, люди стали совсем умными, научились правильно познавать мир, и возникшая наука делает ненужными ни ...
Комментарии
(8)#Последние комментарии на сайте