Сначала немного подробнее о том, как эта часть Америки стала "русской".
В 1725 году, перед самой своей кончиной, Петр Великий отправил датчанина Витуса Беринга разведать и нанести на карту эту полусказочную землю. Пока Беринг добирался через всю Сибирь до Камчатки, да строил там корабли, да разведывал пути через море (позже названное в его честь Беринговым), прошли долгие шестнадцать лет. Лишь в 1741 году берег Аляски обнаружил корабль Алексея Чирикова — верного спутника Беринга. Семнадцатого октября 1741 года "официальные" посланцы Российского государства впервые ступили на землю Аляски и объявили ее российским владением.
Первые русские поселения на Аляске основал сибирский купец Григорий Шелихов, он же в 1794 году пригласил сюда (на алеутский остров Кадьяк) первую Российскую духовную миссию. За первые же два года ее деятельности в православную веру было обращено 12 тысяч алеутов. После смерти Шелихова (1795 год) его дело продолжил его сподвижник Александр Баранов — "честный, способный и безжалостный человек", как характеризуют его американские историки.
Он подавил сопротивление южных соседей алеутов — индейцев-тлинкитов — и основал на их землях русское поселение Ново-Архангельск (с 1867 года — город Ситка), ставшее главным центром российских владений в Америке.
В 1799 году была создана "Российско-американская компания", до 1867 года управлявшая своими владениями, получившими официальное название "Русская Америка". Над северо-западной частью Американского континента взвился бело-сине-красный русский флаг, на расширенной верхней полосе которого император Павел I дал право поместить российский национальный символ — двуглавого орла.
Баранов и прибывший ему "на помощь" Николай Резанов (герой будущего московского мюзикла "Юнона и Авось") установили добрые связи Русской Америки с молодыми Соединенными Штатами (Джоном Астором и другими нью-йоркскими бизнесменами). С помощью посредников-американцев была налажена продажа аляскинских мехов в китайский порт Кантон (Гуанчжоу), закрытый в ту пору для русских.
Для снабжения холодной Аляски продовольствием Резанов пытался основать сельскохозяйственные колонии в Калифорнии и даже на Гавайях. Но из этой затеи ничего не вышло. Русские казаки-промышленники, беспокойные люди добирались до Аляски, чтобы разбогатеть на торговле пушниной, а потом в лучшем случае вложить деньги в дело, а в худшем — размашисто прокутить, но и то и другое — в родной Сибири. Поселяться в Америке, даже "Русской", в ту пору мало кто хотел — слишком далекой она казалась для россиян, дальше самого "Дальнего" Востока. Первым, кто привез из России на Аляску свою жену, был барон Фердинанд Врангель, правитель "Русской Америки" в 1829—1835 годах.
Главными приверженцами и проводниками русской культуры на Аляске стали православные алеуты и дети от браков казаков с алеутками (и гораздо реже — крещеными эскимосками и индианками), которых здесь называли креолами. "Креститель Аляски", священник Иван Вениаминов (после принятия схимы и посмертной канонизации ныне известный как святой Иннокентий) был не только богословом, но и прекрасным лингвистом и этнографом. Он изучил алеутский язык и перевел на него тексты православного богослужения.
Он же и его сподвижники разработали алфавиты для нескольких туземных (эскимосских и индейских) языков, опубликовали серьезные труды по этнографии Аляски, подготовили "кадры" священнослужителей из числа местных жителей. В 1845 году священник-креол (наполовину алеут) отец Яков построил православную церковь и религиозную миссию на реке Юкон для обращения эскимосов — инуитов и юитов. Русское православие настолько ассоциировалось с алеутами, что многие юиты после крещения стали называть себя "алеутами".
До сих пор на Аляске расположено более 80 алеутских и индейских православных общин. К 1860 году по всей "Русской Америке" (а ее границы, в точности совпадающие с границами нынешней Аляски, были определены договорами 1824 года с США и 1825 года с Великобританией) насчитывалось ...
Комментарии
(6)#Последние комментарии на сайте