Сопоставим сталинские пятилетки и чреду нынешних «переходных» лет и задумаемся: почему тогда получилось, а теперь провал за провалом?
Оба слова, вынесенные в заголовок, лингвистически похожи – указывают на какие-то преобразования, временные изменения. Однако в реальной жизни их наполнение оказалось совершенно разным, более того – диаметрально противоположным. Подтверждающимся надежным и объективным критерием – цифрами экономических и социальных показателей. И вот анализ этих цифр, их сравнение и сопоставление – железной логикой выталкивают к обсуждению неизбежный вопрос: ПОЧЕМУ? Почему цифры и дела разных лет так разнятся и в чем тому причины?
Окунемся в эти дела и цифры и мы – и сопоставим два временных отрезка: нынешний, в котором все мы сейчас живем, начавшийся в апреле 1985 г. и длящийся уже – в едином цикле, но перманентно меняя название перестройка – реформы – модернизация 25 (!) лет, и период 1928 – 1941гг. – три неполные сталинские пятилетки, которые уложились в 13 лет – срок почти вдвое(!) короче.
Кроме того, сократилось и число аэропортов в 2,9 раза, а интенсивность воздушных перевозок снизилась: пассажирских – на 55%, грузовых – в 2,7 раза. А в целом же государственный бюджет РФ 2009-го составляет 249 млрд долларов, бюджет РСФСР равнялся 618 млрд. И как мы видим, за 25 лет нет не только что какого-либо прироста, а практически везде – значительный спад: вся отечественная экономика движется не в прогрессивном, а депрессивном направлении.
Конечно же, бойкие на перо околокремлевские журналисты или сами кремлевские сидельцы могут горько пошутить: а зачем нам теперь столько пашен, если не делаются трактора, и зачем трактора, если загублены пашни. Или привычно съязвить: а кому и, извините, на кой нужны были все эти часы и фотоаппараты, если вся советская экономика была неконкурентна, а ее товары – абсолютно никому не нужны низкого качества. К тому же вся она, извините, сидела на нефтяной игле.
Что ж, давайте с этими мифами и шутками разбираться всерьез. И если говорить о пашнях и тракторах, то вообще-то это вопросы продовольственной безопасности страны – и кому, как не первым лицам государства об этой безопасности пристало печься. А не рваться в ВТО, после чего нам вообще на собственное же сельское хозяйство можно будет тратить до 2012 г. не более 9 млрд долларов в год, а с 2013 по 2017 – до 4,4 млрд долларов. (В то время как США тратят до 100 млрд в год.)
Что же касается неконкурентности, то и тут все далеко не так однозначно. Это и действительно так – в некоторых отраслях, но и в то же время очень даже далеко не так. И еще 10 лет назад нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц, видя тотальную атаку на разрушение советских заводов с псевдоаргументацией, что они, дескать, якобы выпускали неконкурентные товары, возразил, что даже еще в середине 1990-х они «вполне могли потягаться с иностранцами». И он же констатировал, что по сравнению с лучшими советскими временами производство и уровень жизни в РФ «рухнули в два раза». Есть тому и цифровые подтверждения. В структуре экспорта СССР доля машин и оборудования составляла 21,5%, продовольствия и сельскохозяйственного сырья – 8,4%. (На экспорт шли, например, 20% легковых автомобилей, 28,2% часов и 39,4% фотоаппаратов) А вот сейчас экспорт «возрожденной» России в дальнее зарубежье упал в разы: машин и оборудования – 4,9%, продовольствия и сельскохозяйственного сырья –2%. С 1991 г. доля РФ на мировом рынке наукоемкой продукции сократилась в 8 раз и составляет 0,3% (США – 39%, Япония – 30%). Сегодня РФ по конкурентности – на 55-м месте в мире. Ну так когда и где конкурентность выше?
А что до сидения на нефтяной игле, то тут и вовсе большой конфуз получается.
Да, из сопоставления мы видим, что через 25 лет почти на советский уровень удалось выйти только в производстве экспортных сырьевых товаров: цветных металлов, газа и неф ти. Но здесь-то и начинается самое интересное. И прежде всего в том, что сейчас экспорт сырья вообще составляет 40% всего ВВП, почти половину. Кроме того, в структуре экспорта РСФСР топливо – энергетические товары составляли 15,7%, в структуре экспорта РФ – уже 67,8%(!), т.е. в 4 с лишнем раза больше.
Если 25 лет назад РСФСР «гнала» на экспорт 10,7% от всего своего газа и 19,7% нефти, то сейчас РФ: 28,8% (почти треть) газа и 66,4% ( две трети!) нефти. Примечательны также соотношения: по углю – 5% тогда против 35,2% (более трети) сейчас и круглому лесу – 5,5% тогда против 23,8% сейчас. Но и это еще не все. Если пересчитать, то на душу населения зависимость от экспорта топливо – энергетические товары – возросли в 280 раз. Ну так и кто же тогда, как не «независимая» и «суверенная» Россия сегодня действительно полностью сидит на импортной игле?
Упала за эти 25 лет и доля РФ в мировой добыче нефти и газа: по нефти снизилась с 19,4% до 12,9%, по газу – с 35,8% до 17,6%. (В газе мы стали даже проигрывать нашему заклятому другу США. Если в 1990 г. соотношение было 640 млрд кубометров против 510 млрд в пользу РСФСР, то в 2009 г. – 645 млрд против 582 млрд уже в пользу США.)
В целом же, по подсчетам экспертов Высшей школы, большинство отраслей, включая текстильную, железнодорожную, судостроительную (90% новых судов для РФ делается на зарубежных верфях) – отстают от советских показателей в 3–4 раза. Убита и авиационная промышленность, и сейчас до 62% перевозок осуществляется на подержанных лайнерах иностранного производства. Причем власти РФ умышленно не делают проверенный и хорошо себя зарекомендовавший Ту-334 (входит в десятку самых экономичных мировых лайнеров), состоящий на 97% из отечественных компонентов, а готовятся выпускать SSJ-100 («Суперджет»), где импортные составляющие – в 80% узлов.
И такое засилье импорта везде. В автопроме – более 85%. По обуви – до 90%. По продовольствию – до 80%. По лекарствам – 77%. Так называемый экономический рост РФ сегодня обеспечивается только перепродажей импортных товаров и сырья, развитием сферы финансовых услуг, розничной торговлей, пищевой промышленностью и некоторыми секторами строительства. Вот то, чего удалось «добиться» в экономике за 25 «перестроечных» лет.
Подвиги пятилеток
А теперь вернемся на 70 лет назад, в Советский Союз 1928– 1941 годов. За те неполные 13 лет предвоенных пятилеток в стране была проведена беспримерная по своим масштабам индустриализация, в результате которой вступили в строй около 9000 новых заводов, фабрик, шахт, электростанций, нефтепромыслов; были построены сотни новых городов, еще в 1930 г. полностью ликвидирована безработица. Страна преодолела технико-экономическую отсталость, и по структуре промышленного производства СССР вышел на уровень самых развитых стран мира.
Прирост производства, например, только за досрочно выполненную (4 года и 3 месяца). Вторую пятилетку составил 73%, а среднегодовой прирост – 17,2%! (Мыслимо ли, видано такое сегодня?) По объему промышленной продукции мы вышли на второе место в мире, уступая лишь США, а по темпам индустриального роста превзошли и их показатели. Производительность труда, например, в крупной промышленности возросла за пятилетку на 82%. И главное, страна стала экономически полностью независимой. Мы научились все уметь и все стали делать сами! Удельный вес импортной продукции к 1937 году уже не превышал 0,7%.
Так претворялись в жизнь слова И. Сталина, сказанные 4 февраля 1931 г.: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». А через 10 лет была война. Великая и Отечественная. Но благодаря массовому трудовому героизму советских людей в предвоенные и военные годы «расстояние пробежали», «смять» себя не позволили и в войне этой победили.
Ну а после войны, за годы Четвертой пятилетки (1946– 1950 гг.), довоенный уровень промышленного производства был достигнут уже к 1948 г., а к ...
Комментарии
(15)#Последние комментарии на сайте