Не всегда обязательно копить деньги, чтобы купить себе квартиру. В некоторых случаях можно получить ее совершенно бесплатно у государства, так же как это происходило в советское время. Для этого надо оказаться в числе признанных нуждающимися в квартире и занять место в очереди на ее получение. Есть и ряд других вариантов, когда государство оказывает помощь в улучшении жилищных условий.
Наиболее активно социальные программы по обеспечению населения бесплатными квартирами реализуются в Москве. Доля социального жилья до кризиса составляла почти половину от всего объема нового строительства, а сейчас, когда активность застройщиков упала, социальное жилье может стать основным.
Каждый год тысячи людей получают квартиры в домах, построенных по городскому заказу. Тем не менее количество очередников, составлявшее на заре 1990-х почти 190 тысяч семей, уменьшилось по сей день не радикально – очередь, подобно Лернейской гидре, год от года пополняется новыми участниками. Средняя же продолжительность ожидания бесплатного жилья составляет примерно 20 лет, причем за это время могут не только поменяться обстоятельства жизни очередника, но сам он может потерять право стоять в очереди на квартиру.
Критерии постановки в очередь на получение жилья регулируются как федеральным, так и муниципальным законодательством. При этом правила корректируются каждые три-четыре года, так что надо не только стать полноправным очередником, но постоянно соответствовать этому статусу. В настоящее время в Москве действуют правила, установленные три года назад, а власти как раз намерены их в скором времени заново отредактировать.
Правила таковы. Необходимо постоянно проживать в Москве более 10 лет (исключительно столичное требование, в других регионах не действует). Если человек менял место проживания, то для подтверждения его стажа москвича надо представить бумаги с предыдущих мест жительства.
Семья, желающая встать в очередь, должна проживать в квартире, где на одного человека приходится менее 10 кв. м. Стоит заметить, что данное условие не является совершенно абсолютным. Например, семья из 4 человек проживает в квартире площадью не до 40, а чуть более 40 кв. м, причем в составе семьи имеются родители, бабушка и взрослый сын. Если последний представит документы, показывающие, что ведет собственную хозяйственную деятельность, то есть живет автономно от родственников, но вынужден ютиться с ними в одной квартире, то такая семья может претендовать на место в очереди.
Следующим правилом является предыстория жилищных условий потенциальных очередников. На место в очереди не могут претендовать люди, проводившие в течение последних пяти лет операции, приведшие к ухудшению жилищных условий.
Для постановки в очередь следует не иметь иного жилья, причем совсем. Если у человека, живущего в Москве, есть, например, одна вторая доли однокомнатной квартиры в Тамбове, он уже не считается нуждающимся.
Кроме того, для постановки в очередь следует быть признанным бедным. Этот пункт требует отдельного объяснения. Малообеспеченной считается такая семья, в которой совокупные белые доходы не позволяют самостоятельно приобрести жилье за период ожидания. Последним в настоящее время признаются 20 лет. Критерий же доходов, необходимых для получения жилья, определяется его рыночной стоимостью. Однако за величину последней принимается сумма, в 3-4 раза ниже рыночной (после кризисного снижения цен разница уменьшилась, но все равно не радикально). Данный парадокс объясняется вовсе не коварством чиновников, а всего лишь тем, что расчеты рыночной стоимости жилья проводились давно и фигурирующие в них цифры уже давно потеряли актуальность.
Малоимущим в данном случае является человек, у которого разница доходов и прожиточного минимума не позволяет накопить за 20 лет на квартиру с установленной «рыночной» ценой. Иначе говоря, если семья способна откладывать из доходов хотя бы по 8-10 тыс. рублей в месяц, это вполне преуспевающая ячейка общества.
Итак, если семья соответствует всем необходимым требованиям, изложенным выше, она может начать сбор документов для постановки в очередь. Этот комплект документов подается в особое подразделение, действующие в структуре каждой районной управы и носящее название службы одного окна.
Данная служба была заведена для того, чтобы люди ходили не по разным инстанциям, а могли обратиться в одну, которая обязана в течение не более 14 дней выдать гражданам извещение о постановке на учет или отказ в таковом. Однако сам по себе набор необходимых документов, хотя и выглядит достаточно просто, может потребовать определенных усилий в его подготовке.
В него, по тексту документа правительства Москвы, устанавливающего правила рассмотрения заявок на запись в очередь, входят:
"Паспорт, свидетельство о браке". Ну, с этим все понятно.
"Документы о наличии льгот, дающих право на первоочередное предоставление жилого помещения либо право на дополнительную площадь". Это про инвалидов, ветеранов войн и тяжелобольных людей, которым еще советское законодательство прописывало право на дополнительные метры.
"Документы о наличии у заявителя на праве собственности либо праве пользования иного жилого помещения, расположенного вне пределов города Москвы". Проще говоря, если у вас нет квартиры в провинции, это надо подтвердить.
Таков перечень документов, выработанный постановлением правительства Москвы в 2004 году. Однако с тех пор он немножко вырос. Надо еще доказать, что вы настолько малоимущие, что муниципальные чиновники должны о вас заботиться. Если удалось – семья получает уведомление о постановке в очередь и ждет. Кстати, в последние годы, едва ли не преобладающую долю получавших квартиры очередников составляли именно льготники, судьба просто бедных людей, проживающих на малых метрах, то есть рядовых очередников, откладывалась на потом. Городские власти говорят, что эту тенденцию надо менять и что в этом направлении что-то реально делается, но результатов пока не видно.
В последние год-два московские власти вознамерились улучшить судьбу очередников, сократив средний срок ожидания жилья в два раза – до 10 лет. Обеспечить это они собираются простейшим путем. А именно сокращением очереди.
Дело в том, что на протяжении ожидания квартиры с семьей могут произойти изменения. Кто-то из представителей молодого поколения может вступить в брак и изменить место жительства. В свою очередь представители поколения пожилого могут не успеть увидеть стены бесплатной квартиры от государства. Кроме того, те или иные члены семьи могут получить какое-то жилье в порядке наследования или дарения или же, разбогатев, купить его. В таком случае у семьи изменяются житейские и экономические обстоятельства и в очереди она больше состоять не может.
Кроме того, по данным Комитета жилищной политики города Москвы есть случаи, когда многодетные семьи, получая квартиру, приватизируют ее и продают, а через пять лет вновь становятся в очередь на бесплатное жилье.
Однако планы чиновников пока остаются планами. В начале 1990-х число семей, стоящих в очереди, составляло примерно 180-190 тыс. По данным на прошлый год – около 160 тыс. Город все строит, а граждане хотят получать муниципальное жилье.
Помимо предоставления жилья очередникам есть еще несколько социальных программ по улучшению жилищных условий. В Москве к таковым до недавнего времени относилась социальная ипотека. Ее смысл сводится к тому, что граждан можно не ставить в очередь как нуждающихся в жилье, а признать нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Для таких семей предусмотрено предоставление субсидий. Их величина устанавливается на федеральном уровне и варьируется на региональном. В денежном выражении она зависит от суммы, признаваемой чиновниками рыночной стоимостью жилья и доходами нуждающихся в улучшении жилищных условий. В зависимости от доходов величина субсидии может составить от 5% до 70% от официальной рыночной стоимости жилья.
Механизм субсидирования стал работоспособным далеко не всюду. Так, в Ярославле средняя сумма субсидии на семью составила порядка 300 тысяч рублей – а даже в этом региональном центре на подобную добавку особо условий не улучшишь.
В Москве механизм оказался рабочим в результате внесения в него двух элементов. Самое главное – город предлагал, используя имеющееся жилье и деньги субсидии купить в муниципальных домах квартиру по официальной рыночной цене, то есть сэкономив в разы (около 800 долл. стоил метр в 2008 году, до того было еще меньше). Кроме того, при предоставлении субсидий гражданам предлагалась социальная ипотека, которой в Москве ведал банк «Московское ипотечное агентство».
Ипотечный элемент оказался весьма существенным в улучшении жилищных условий с использованием субсидий, потому что их сумма могла составить порядка 10% стоимости квартиры «от города». К сожалению, в настоящее время социальная ипотека работать перестала – значительно вырос необходимый размер первоначального взноса, да и условия погашения кредита стали гораздо более тяжелыми.
Помимо субсидий, есть еще несколько социальных программ, о которых чиновники с гордостью докладывали. Одна из них – программа «Молодая семья», по которой семьи с детьми, родителям которых менее 30 лет могли покупать квартиры в льготном режиме. В массовом порядке программа так и не заработала, плюс к тому, льготирование также было связано с использованием кредитных инструментов, что в кризис вовсе потеряло актуальность.
Помимо молодых семей, существуют программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан – так, общеизвестно, что город строит жилье для военнослужащих. Другой мерой поддержки является выделение различным федеральным структурам (Счетная палата, ФСБ, ФСО) земельных участков, которые приходят осваивать девелоперские компании, выделяя часть квартир представителям организации, получившей землю. Однако для людей, не состоящим, например, служащими ФСО, нуждающимися в квартире, это не интересно. Конечно, можно пойти на государеву службу ради квартиры – но это уже личный выбор, которого мы не касаемся.
Комментарии
(28)#Последние комментарии на сайте