Доступность жилья для малоимущих и незащищенных слоев населения – одна из приоритетных задач государства. Для этих целей разработано множество жилищных программ, направленных на отдельные категории граждан России. Существуют федеральные программы, которые действуют на всей территории страны, региональные программы, которые разработаны специально для отдельного субъекта России, а также специальные программы, направленные на граждан различных категорий: военнослужащие, многодетные, участники войн, бюджетники, ученые и другие. В этой статье мы рассмотрим все существующие жилищные программы в России, актуальные в 2014 году.
Разобраться во всем многообразии существующих жилищных программ оказалось нелегко, потому что, возможно, полного понимания функционирования программ нет даже у их разработчиков. Ни на одном государственном сайте не представлена полная исчерпывающая информация. Одни национальные проекты гремели на все страну, но дальше публичных заявлений первыми лицами страны так и не продвинулись. Их тихо и без лишнего внимания СМИ похоронили. Спустя несколько лет после заявления о них как о приоритетных национальных проектах перестали работать даже их сайты. Другие же национальные проекты появились из ниоткуда и вроде бы по ним ведется какая-то работа.
Судя по официальной информации, государство о проблеме доступности жилья и о низкой обеспеченности граждан качественным собственным жильем знает и прикладывает усилия для решения жилищных проблем россиян. А проблем много, и все они требуют решения. И чем медленнее государство решает эти проблемы, тем больше проблем становится со временем.
Жилищные проблемы
Перед государством стоит не только общая задача – сделать собственное жилье доступным, но и другие частные задачи. Вот, например, проблемы, решение которых указано как приоритетное направление, эти данные взяты с сайта Законодательного собрания одного российского региона:
- Обострение ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. В течение многих лет государство недофинансировало капитальный ремонт и реконструкцию жилого фонда, не восстанавливало и не следило подобающим образом за городской коммунальной инфраструктурой. Это, несомненно, привело к возросшему количеству аварийного и ветхого жилья, снижению надежности сетей, повышению расходов на их содержание.
- Сокращение объемов строительства жилых домов, несоответствие параметров нового жилья требованиям граждан, их представлению о соотношении цена / качество.
- Проблема доступности жилья для граждан с низкими и средними доходами. Для таких граждан государство разрабатывает специальные программы, которые тоже не всегда могут быть выполнены.
- Решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций. Сюда относятся замена ветхого и аварийного жилья, восстановление сетей водоснабжения и канализации, улучшение жилищных условий внеочередников. К этой же проблеме относятся возрастающие расходы на эксплуатацию нормальных жилых домов. То есть на решение всех этих задач у государства просто нет денег.
Очевидно, что эти задачи характерны не только для отдельно взятого региона, но и для всей России.
Статистика недоступности
Обеспеченность граждан России жильем остается очень низкой. По этому показателю мы существенно отстаем от всех развитых стран. В России существует коэффициент доступности жилья, он показывает, сколько лет семье из трех человек нужно копить на квартиру площадью 54 кв. метра. Рассчитывается он по средней стоимости жилья и по средней зарплате двух взрослых членов семьи. За сколько лет семья, полностью отдавая 100% обеих зарплат, сможет накопить на квартиру, такой и показатель доступности жилья. Сегодня этот показатель в среднем по стране равен примерно 5 годам, в некоторых регионах до 7-8 лет. В развитых странах этот показатель равен примерно 3 годам, в отдельных городах значительно больше, до 10 лет. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что во всем мире считают не 54 кв. метра на семью, а бо́льшую площадь (90-110 кв.м.). Этим и объясняется примерно равные значения.
В среднем на одного жителя страны приходится 20 кв. метров. А на одного жителя Москвы – 18 метров общей площади, при этом данный показатель не изменяется уже последние 20 лет. В 1992 году показатель был 18,3 кв. метра на человека, в 2002 – 18,5 кв.м, в 2011 – 18,7. Существенное изменение произошло только в 2012 году – до 19,3 – и то за счет расширения Москвы в область. Опять же, если сравнивать показатель обеспеченности жильем с развитыми странами, то Россия находится далеко не в лидерах. В европейских странах средним показателем являются 40-70 кв. метров на человека.
Данный средний показатель – 20 кв. метров на человека – включает в себя все жилье: и нормальное, и ветхое, и аварийное. А рост ветхого и аварийного жилья, в том числе за счет естественного прироста, - одна из самых больших проблем. Каждая четвертая семья в России имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. В благополучных регионах дома аварийного жилья составляют менее 1% от общего числа, в самых же проблемных регионах России доля ветхого и аварийного жилья доходит до 20% от общего жилого фонда. По словам заместителя председателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Александра Сидякина, от 50 до 75% всех объектов жилой недвижимости в России нуждаются в ремонте различной сложности.
Коммунальное же хозяйство находится в не менее печальном состоянии. Износ основных коммунальных сетей в целом по стране не менее 70% (за редким исключением). И ежегодно, так как ситуация кардинально не меняется, эта цифра лишь увеличивается. В некоторых регионах износ основных коммуникаций (водоснабжение, канализация, теплосети) доходил до 90% еще несколько лет назад. По оценкам экспертов, в отдельных регионах износ коммунальных сетей уже достиг 100%.
Все эти жилищные проблемы, особенно на фоне чрезмерно высоких цен на жилье, кажутся не решаемыми. Если ценой каких-то невероятных усилий семья сможет заработать на квартиру и в итоге купить ее, она получит не современную благоустроенную недвижимость, а все тот же изношенный жилой фонд с изношенными коммуникациями. Пока же о доступной по стоимости квартире, современной, просторной, с удобной планировкой, с нужным количеством ванных комнат и туалетов, с центральным кондиционером и приятным подъездом можно только мечтать.
Жилищные программы
Для решения перечисленных выше задач государство разработало множество жилищных программ. Первой программой был Национальный проект «Жилье», о котором первое упоминание было в 2005 году. В тот год заявляли, что проект стартует с 2009 года. Однако данный проект, озвученный как важнейший для страны, так и не состоялся. Работы по данному проекту проведены не были, с 2012 года о нем отсутствуют любые упоминания Президентом и Правительством.
С 2012 года начала действовать государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2013—2020 годы. Данная государственная программа включает в себя следующие подпрограммы:
- «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России»,
- «Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России»,
- «Обеспечение реализации государственной программы»,
- Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг.,
- Федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011-2017 гг.,
- предполагается разработка проекта федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 гг.
Целевые программы «Жилище» и «Чистая вода» были созданы раньше самой программы по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем, этим и объясняются более ранние даты начала их реализации. Программа «Жилище» с различными подпрограммами действует с 2002 года. Например, раньше существовала отдельная подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», она действовала в 65 субъектах РФ. Сейчас же отдельной программы, занимающейся аварийным и ветхим жильем нет, она стала входить в другие подпрограммы.
В настоящее время действует федеральная программа «Жилище» на 2011—2015 годы, принятая Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 г. Она включает в себя следующие подпрограммы:
- «Обеспечение жильем молодых семей»
- «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
- «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
- «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»
Вот выдержка из государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», содержащая некоторые задачи, которые программа должна выполнять:
- создание условий для активного участия в жилищном строительстве жилищных некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков;
- развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры;
- повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;
- содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
- расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечение жильем и предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;
- создание условий для увеличения объема капитального ремонта и модернизации жилищного фонда;
- повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций;
- достижение такого уровня расселения в жилых помещениях, при котором среднее количество комнат в фактически занятых жилых помещениях будет соответствовать среднему количеству лиц, проживающих в таких помещениях;
- достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т.д.).
Немного о каждой подпрограмме
«Обеспечение жильем молодых семей»
Создана для решения жилищных проблем молодых семей, состоящих на учете как нуждающиеся. Включает в себя:
- Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса,
- Создание условий для покупки или строительства жилья молодой семьей (займы, кредиты, ипотека). В данном случае семья покупает жилье на собственные деньги, но со льготными условиями.
Наиболее известна программа «Молодой семье – доступное жилье».
«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
Направлена на завершение строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, финансирование которых осуществлялось в 2008 - 2010 годах, и которые по разным причинам не были завершены. Задача программы – надежные коммуникации, снижение износа, улучшение экологии.
«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
Предоставление государственных жилищных сертификатов различным категориям граждан:
- военнослужащие,
- сотрудники МВД,
- Ветераны Великой Отечественной войны,
- молодые семьи,
- северяне,
- инвалиды,
- дети-сироты,
- пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий,
- другие категории граждан.
«Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»
Мероприятия, направленные на развитие массового строительства жилья экономкласса. Жилье должно быть не только доступным, но и отвечать современным стандартам по энергоэффетивности и экологичности. Для решения этой задачи государством созданы отдельные компании, которые поддерживают жилищное строительство и развивают доступность жилья для граждан:
- Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства,
- ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»,
- Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»,
- Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Государство в рамках этой подпрограммы стимулирует регионы России к проведению эффективной градостроительной политики, созданию условий для строительства жилья экономкласса, отсутствию монополий и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства.
География повышения доступности жилья
Федеральная программа «Жилище» действует на всей территории России, однако, она действует только в связке с региональными программами. Регионы принимают на себя обязательства по реализации программы, но, конечно же, не всегда их реализуют.
Реализацию программы «Жилище» можно разбить на три уровня:
- Федеральный,
- Региональный,
- Муниципальный.
Рассмотрим задачи, которые решаются на каждом уровне.
Федеральный уровень:
- Отбор субъектов России, которые будут участвовать в программе,
- Заключение соглашений о реализации программы с субъектами России,
- Контроль за реализацией программы на региональном уровне.
Региональный уровень:
- Сбор данных о семьях, которые нуждаются в улучшении жилищных условий,
- Определение бюджета региона, который потратится на реализацию программы,
- Отбор муниципальных образований, которые будут участвовать в программе,
- Распределение субсидий между муниципальными образованиями,
- Отбор банков и организаций, которые будут содействовать реализации программы,
- Контроль за реализацией программы на муниципальном уровне,
- Освещение программы в СМИ (да, и такая функция тоже есть).
Муниципальный уровень:
- Подготовка данных о семьях, которые нуждаются в улучшении жилищных условий,
- Определение бюджета муниципалитета, который потратится на реализацию программы,
- Исходя из бюджета, выдача документов на приобретение (получение) жилья.
Таким образом, на улучшение жилищных условий тратятся и федеральные деньги, и региональные, и муниципальные. Если у региона или муниципалитета денег на реализацию программы нет, то в жилищных условиях граждан этого региона или муниципалитета ничего не меняется.
Федеральные бюджетные деньги распределяют по регионам компании, которые созданы специально для содействия реализации программы. Например, Фонд содействия реформированию ЖКХ распределяет федеральный бюджет для проведения капитального ремонта и расселения жильцов из ветхих и аварийных домов.
Регионы и муниципалитеты вынуждены доплачивать за реализацию программы из собственного бюджета, так как Правительством определена максимальная стоимость, за которую можно выкупать квадратные метры. Это в среднем 32 200 рублей за 1 кв. метр, что, конечно же, во многих регионах недостаточно для покупки, так как среднерыночная стоимость значительно выше.
Регионы России, отдельные субъекты, создают свою собственную посильную региональную программу, которая соответствует федеральной программе. Однако в каждом регионе действует своя уникальная программа, так как возможности и потребности регионов различны.
Эффективнее других получилась программа, созданная в Москве, так как Москва может позволить себе такие инвестиции, о которых некоторые регионы и не мечтают (подробнее этот вопрос рассмотрен в нашей следующей статье).
Ниже перечислены наиболее известные региональные программы и подпрограммы, которые действуют далеко не во всех субъектах России.
- Социальная ипотека
- Военная ипотека
- Ипотека для работников бюджетной сферы
- Молодой семье – доступное жилье
- Компенсация найма
- Субсидии для приобретения или строительства жилого помещения
- работникам бюджетной сферы,
- молодым семьям,
- молодым ученым,
- семьям с детьми-инвалидами,
- многодетным семьям.
- Рассрочка платежей
- Жилищные сертификаты
- Инвалиды
- Работники милиции
- Работники прокуратуры
- Судьи
- Работники пожарной охраны
- Военнослужащие
- Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
- Жертвы политических репрессий
- Иные категории граждан
- Ветераны
- Дети-сироты
- Нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
- Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2012 г. № 2227-р «О государственной программе РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утратило силу),
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 323 г. Москва «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,
- Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 г. Москва «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы»,
- Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ,
- Статья 89 Жилищного Кодекса «Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением»,
- Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Также не все категории граждан имеют право на получение субсидий из федерального бюджета. Для некоторых категорий граждан жилье полностью или частично оплачивается только за счет регионального или муниципального бюджета.
Рассмотрим отдельные категории граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий.
За счет средств федерального бюджета:
За счет средств регионального бюджета:
За счет средств местного бюджета:
Программы помощи в будущем
В 2014 году Госдумой после нескольких лет разговоров был рассмотрен законопроект, который предусматривает некоммерческую аренду жилья у государства. Если данный законопроект будет принят, то уже с 2015 года можно будет снимать жилье у государства. Закон будет распространяться только на самых незащищенных граждан, у которых нет возможности купить жилье даже с учетом всех социальных программ, в том числе с помощью льготной ипотеки. Предполагается, что в этом случае можно будет арендовать квартиру у государства в Москве всего за 10 000 рублей в месяц. Получая такую квартиру в аренду, гражданин снимается с очереди на улучшение жилищных условий. Пересдача в субаренду или обмен квартиры не предусмотрены.
Примечание от редактора
22 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон 217-ФЗ, вносящий поправки в Жилищный кодекс. Часть поправок вступают в силу с 1 января 2015 года, большая часть поправок уже вступила в силу. Так что правовая основа есть, теперь дело за строительством.
Надеемся, что поправки не останутся просто бумагой и слова будут подкреплены реальным делом.
Заключение
Казалось бы, что все так идеально и государством создано такое многообразие жилищных программ, что рано или поздно все нуждающиеся получат свое жилье, которое станет доступным для любого, обеспеченного работой человека, а само жилье будет качественным, современным и безопасным. Однако едва ли многие испытывают излишние надежды. Жилье получают только те граждане, которые состоят на учете в качестве нуждающихся. В современных реалиях 2014 года важно остаться в очереди нуждающихся. Последние несколько лет существует тенденция, что очередников чаще выписывают из очереди, чем обеспечивают новым жильем.
В заключение приведу слова уполномоченного по правам человека в Москве Александра Музыканского: «Количество граждан, получающих жилье по различным госпрограммам, продолжает... снижаться. Зато растет количество случаев снятия людей с очереди под самыми разными предлогами. Так, в 2012 году из общего количества очередников, снятых с жилищного учета, 58% получили квартиры, а 15% вдруг были признаны не нуждающимися. В 2013 году квартиры получили уже 48% очередников, а не нуждающимися признали 33% — то есть каждого третьего!». Может быть это от того, что в 2013 году 33% людей стали богаче и самостоятельно решили свой жилищный вопрос? Вызывает сомнение.
Комментарии
(2)#Последние комментарии на сайте