29.08.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы

Складская недвижимость сегодня развивается не менее активно, чем торговая или офисная. С каждым годом увеличивается не только количество логистических объектов, но и их масштабы, что свидетельствует о возросшем интересе инвесторов и девелоперов к данному сегменту. Ключевой тенденцией развития рынка складской недвижимости остается активный интерес к ней крупных иностранных инвесторов. А приток иностранных капиталов в сектор складской недвижимости способствует появлению на рынке новых современных объектов высокого качества.

Вместе со спросом на склады растет интерес и к логистическим услугам, что, несомненно, тоже является показателем развития рынка.

Развитие отрасли

Территории и направления

Аренда и собственность

Классификация

Тенденции

Развитие

Несмотря на то что складской бизнес требует значительных затрат, а доходы в нем ниже, чем в секторе торговой или офисной недвижимости, развитие торговли, увеличение товарооборота, следствием которого стал возросший объем грузовых потоков, проходящих через российскую столицу, послужили толчком для развития сегмента складской недвижимости. Еще в 2006 году Правительство Московской области утвердило программу «Развитие транспортно-логистической системы в Московской области в 2006-2010 гг.», предполагающую строительство 60 терминалов. Однако многие терминалы, запланированные на тот период, строятся и поныне. Несмотря на множество заявленных проектов, для рынка складской недвижимости Московского региона характерен дефицит предложения качественных площадей. Сегодня, как и пять, и десять лет назад, в Москве, и в целом, в России, наблюдается дефицит помещений для хранения товаров.

Территории и направления

Как известно, складские комплексы требуют достаточно больших территорий — как под сами склады, так и под стоянки. Стоимость земли в черте столицы сегодня настолько высока, что строить качественные терминалы в Москве мало кто решается. Девелоперы предпочитают размещать современные логистические комплексы в Московской области, вдоль основных транспортных магистралей.

Самым популярным московским направлением остается Ленинградское шоссе: вдоль него размещено подавляющее большинство складских терминалов. Однако перегруженность и пробки, от которых вряд ли избавит даже реконструкция трассы, делают находящиеся здесь комплексы неудобными для клиентов. Поэтому девелоперы все активнее осваивают другие направления. Востребованы северное (20%), южное (19%) и северо-западное (15%) направления.

Аренда и собственность

В структуре спроса по целевому назначению 75% от всех запросов торговых компаний по-прежнему составляют запросы на аренду. Стоимость услуг хранения, предоставляемых логистическими операторами, зависит как от объема товаров, так и от их специфики и других факторов. Нужно учитывать, что в формировании тарифов принимают участие и проекты, еще не сданные в эксплуатацию. Ведь в связи с острым дефицитом складских площадей потребители заключают договоры аренды на этапе строительства терминалов.

Например, доказательством высокой инвестиционной привлекательности складской недвижимости Подмосковья являются их транспортная доступность и близость к МКАД. Лидирует по стоимости Новорижское направление, здесь ставка аренды достигает $150 за кв. м в год. Высокая стоимость аренды на данном направлении во многом обусловлена соседством с Ленинградским шоссе, ведущим к аэропорту Шереметьево. На направлении Киевское шоссе - Минское шоссе ставка аренды составляет $140 за кв. м. в год, что обусловлено реконструкцией Киевской трассы и ростом значения аэропорта Внуково. На Ленинградском шоссе - Дмитровском шоссе ставки аренды достигают $135 за кв. м. в год, в первую очередь, в связи с доступностью к аэропорту Шереметьево.

Увеличение сроков аренды складов до 8-10 лет свидетельствует о стремлении компаний к долгосрочному сотрудничеству. В тоже время, эксперты рынка недвижимости отмечают, что все больше компаний предпочитают самостоятельно строить склады для своих нужд. Не реконструировать, а именно строить, так как возвести новый склад сегодня дешевле, чем реконструировать старый.

Собственники же помещений бывших «овощных баз» предпочитают не делать вложений в модернизацию, так как спрос значительно превышает предложение, а потребители готовы пользоваться и не модернизированными помещениями.

Классификация

Классификацию складской недвижимости проводят в России в соответствии с мировой практикой на основе технико-эксплуатационных качеств. Наряду с международной классификацией в управлении складами целесообразно выделение их основных видов, которые в большей степени отражают их конкурентные преимущества на рынке коммерческой недвижимости, с учетом предпочтений клиентов.

Первоочередные параметры, определяющие класс, - совокупность характеристик типа и планировки здания: его высота и форма, использованные строительные материалы, расположения колонн, расстояние между пролетами и т.д.

Так, большое значение для складов высокого класса имеет высота помещения. Например, для класса «А» высота потолков должна составлять свыше 10 м и от 6—10 м для класса «В» для возможной установки стеллажного оборудования.

На отнесение склада к тому или иному классу влияет также транспортная доступность: наличие и качество подъездных путей, нахождение склада вблизи железнодорожной ветки.

Для качественных складов международного уровня важно соответствие требованиям профессионального менеджмента — внедрение централизованного складского учета, круглосуточная охрана, организация внутрискладской логистики.

Для высококлассных складов обязательна полная обеспеченность инженерно-коммунальными коммуникациями, оптико-волоконной и телекоммуникационной связью, системами управления температурно-влажностным режимом, помещениями вспомогательной инфраструктуры.

В целом, для отнесения складского помещения к тому или иному классу по различным характеристикам можно составить следующий список требований:

Класс А+

  • Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 м и с расстоянием между пролетами не менее 24 м.
  • Площадь застройки 40-45%.
  • Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м, на уровне 1,20 м от земли.
  • Высокие потолки не менее 13 м, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов).
  • Регулируемый температурный режим.
  • Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  • Наличие системы вентиляции.
  • Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  • Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  • Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) (не менее 1 на 500 кв.м.).
  • Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.
  • Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.
  • Наличие офисных помещений при складе.
  • Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  • Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  • Оптико-волоконные телекоммуникации.
  • Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  • Расположение вблизи центральных магистралей.
  • Профессиональная система управления.
  • Опытный девелопер.
  • Ж/Д ветка.

Класс А

  • Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 9 м и с расстоянием между пролетами не менее 24 м.
  • Площадь застройки 45-55%.
  • Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м, на уровне 1,20 м от земли.
  • Высокие потолки не менее 10 м, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования.
  • Система вентилирования.
  • Регулируемый температурный режим.
  • Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  • Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  • Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  • Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.
  • Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.
  • Наличие офисных помещений при складе.
  • Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  • Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 700 кв.м.).
  • Оптико-волоконные телекоммуникации.
  • Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  • Расположение вблизи центральных магистралей.
  • Профессиональная система управления.
  • Опытный девелопер.
  • Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  • Ж/Д ветка.

Класс В+

  • Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
  • Площадь застройки 45-55%.
  • Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
  • Высота потолков от 8 м.
  • Регулируемый температурный режим.
  • Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
  • Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 1000 кв.м.).
  • Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  • Система вентиляции.
  • Пандус для разгрузки автотранспорта.
  • Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
  • Наличие офисных помещений при складе.
  • Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
  • Оптико-волоконные телекоммуникации.
  • Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
  • Расположение вблизи центральных магистралей.
  • Профессиональная система управления.
  • Опытный девелопер.
  • Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  • Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  • Ж/Д ветка.

Класс В

  • Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
  • В случае двухэтажного строения – наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.).
  • Высота потолков от 6 м.
  • Пол - асфальт или бетон без покрытия.
  • Система отопления.
  • Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  • Пандус для разгрузки автотранспорта.
  • Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
  • Охрана по периметру территории.
  • Телекоммуникации.
  • Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
  • Наличие вспомогательных помещений при складе.
  • Система вентиляции.
  • Офисные помещения при складе.
  • Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
  • Автономная электроподстанция и тепловой узел.
  • Ж/Д ветка.

Класс С

  • Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.
  • Высота потолков от 4 м.
  • Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.
  • В случае многоэтажного строения – наличие грузовых лифтов/подъемников.
  • Ворота на нулевой отметке.
  • Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
  • Система вентиляции.
  • Система отопления.
  • Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  • Офисные помещения при складе.
  • Ж/Д ветка.
  • Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
  • Пандус для разгрузки автотранспорта.
  • Охрана по периметру территории.
  • Телекоммуникации.
  • Наличие вспомогательных помещений при складе.
  • Класс D

    • Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.
    • Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
    • Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
    • Система отопления.
    • Система вентиляции.
    • Офисные помещения при складе.
    • Ж/Д ветка.
    • Телекоммуникации.
    • Охрана по периметру территории.

    С точки зрения особенностей переработки грузопотоков склады разделяются на следующие виды:

    • склады сырья и материалов – они перерабатывают однородные грузы, поступающие большими партиями;
    • склады продукции производственного назначения — для работы с тарными и штучными грузами большой массы относительно однородной номенклатуры и значительными объемами переработки — вследствие чего такие склады характеризуются высоким уровнем механизации и автоматизации складских операций.

    По обслуживанию участников логистических сетей выделяют только один вид:

    • склады обслуживания транспортных предприятий, предназначенные для временного складирования ожидающих последующей экспедиции материальных ценностей. К данному виду относятся складские объекты железнодорожных станций, грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов, воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки эти склады относятся к транзитно-перевалочным, период нахождения в них грузов сведен к минимуму в целях эффективного использования и своевременной перевалки груза с одного вида транспорта на другой.

    Тенденции

    Сегодня общий объем рынка складских помещений составляет более 8 млн. кв. м, включая объекты классов «А», «В», «С», «D». Можно подытожить и отметить основные тенденции развития российского рынка складской недвижимости:

    • возрастающая активность иностранных инвесторов;
    • выход на рынок значительного количества высококачественных объектов;
    • развитие конкуренции между объектами;
    • рост масштабов складских проектов и увеличение запрашиваемых арендаторами площадей;
    • переносы сроков завершения строительства;
    • сокращение разрыва между спросом и предложением;
    • увеличение сроков аренды складов до восьми — десяти лет свидетельствует о стремлении компаний к долгосрочному сотрудничеству;
    • спрос на высококачественные складские помещения приводит к доминированию в предложении площадей класса «А», которые на данный момент преобладают как среди существующих, так и среди возводимых и заявленных логистических комплексов.

При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Усатый седой сантехник с инструментом в ванной

Преимущества обращения к профессионалам: сантехнические услуги населению Москвы

Сантехнические работы в современных городских условиях требуют не только практических навыков, но и знания особенностей городской инфраструктуры. Обращение к профессионалам позволяет минимизировать риски и обеспечивает надежное выполнение всех работ.
00
Бородатый мужчина ночью смотрит в холодильник

Что учитывать при выборе холодильника Бирюса?

При выборе холодильника «Бирюса» стоит обратить внимание на объём, энергоэффективность, уровень шума и дополнительные функции. Эти параметры важны, так как определяют, сколько продуктов можно хранить одновременно, экономичность и комфорт использования.
00
Сертификация промышленного оборудования. Инженеры изучают промышленный станок

Декларация или сертификат на оборудование: отличия, процесс оформления и сроки

Разбираем этапы сертификации промышленного оборудования по регламентам ТР ТС. Объясняем разницу между декларацией и сертификатом, а также какие документы нужны для процедуры.
10
Стартовая площадка реновации. Михалковская ул., д. 52, стр. 22, 23. САО, Головинский

Два дома для программы реновации построят в районах Головинский и Новогиреево

Общая площадь квартир с готовой улучшенной отделкой составит почти 17 тысяч квадратных метров. Для каждого дома разработают индивидуальные проекты, чтобы максимально органично вписать новостройки в архитектурный облик районов.
00
ЖК «МЫС» в Одинцовском районе Московской области

MR представили новый жилой кластер Подмосковья

Девелоперская компания MR вложит 92 млрд. руб. в реализацию первых двух очередей семейного природного кластера «МЫС» в Одинцовском районе Московской области.
00
Nikoliers, логотип компании (быв. Colliers)

Инвестиционный интерес в недвижимость Дубая смещается: все больше инвесторов предпочитают офисный сегмент жилому

Рост арендных ставок и появление на рынке новых высококачественных офисных проектов делают офисный сегмент более инвестиционно привлекательным.
00
Расстановка мебели в спальне

Расстановка мебели в спальне: простые правила для комфорта

Узнайте, как расставить мебель в спальне, чтобы она осталась просторной, уютной и удобной. Полезные советы по зонированию и выбору расстановки.
00
NF Group

63% сервисных апартаментов России строятся в курортных локациях

Средняя цена квадратного метра в апарт-отелях курортного формата (634 руб./кв. м) более чем в два раза превышает значение городского (272 тыс. руб./кв. м).
00
КРТ: Енисейская ул., вл. 2А

Новое жилье для программы реновации построят на Енисейской улице в рамках проекта КРТ

В Бабушкинском районе Московский фонд реновации жилой застройки реорганизует участок площадью 3,43 гектара. На территории построят 90,3 тысяч квадратных метров недвижимости.
00
ТЦ « ГоркиПарк», фото из портфолио компании FRONTSIDE

Компания FRONTSIDE вошла в состав двух ведущих отраслевых объединений Ленинградской области

Компания FRONTSIDE, производитель фасадных систем, стала членом Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» и Объединения производителей строительных материалов Ленинградской области.
00
ЖК «Аквилон Митино» первая очередь

Топ-5 самых камерных массовых новостроек Москвы

На рынке новостроек комфорт-класса «старой» Москвы (без учета ЗелАО) представлен 71 жилой комплекс. В этих проектах продается 12,8 тыс. квартир, запроектировано – около 150 тыс.
00
bnMAP.pro логотип

Продажи нежилых помещений в новостройках Москвы в июле снизились на 35% год к году

В июле 2025 года в новостройках Москвы было реализовано 2,22 тыс. нежилых помещений. Это на 13,8% больше, чем в июне 2025, но на 35,3% меньше, чем в июле 2024 года.
00
Управление Росреестра по Москве, логотип ведомства

Правила владения земельным участком в столице

С 1 сентября 2025 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 826, которым утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков.
00
NF Group

Новый максимум: ставка аренды в гибких офисах Москвы достигла 56 836 рублей за рабочее место в месяц

Уровень вакантности остается стабильно низким — всего 8%, что свидетельствует о высоком спросе и ограниченном предложении в сегменте.
Или войти с помощью: