Пятиэтажки взрывали.
Глухо бубухнуло за окном, стекла задребезжали. Над местом, где только что стояли неуклюжие пятиэтажные постройки вздымался столб пыли и дыма, сквозь который просматривались две аккуратно сложенные кучи разбитых панелей.
- Там же люди живут, - пробормотала я в замешательстве. Из последней пятиэтажки никак не хотела выезжать одна семья – не подходили варианты. Утром, идя на работу, я видела простыню, висящую на их балконе.
- Уже не живут, - равнодушно заметил коллега.
В советские годы на здании газеты «Известия» на Пушкинской площади вывешивались плакаты – карикатуры на «их» нехорошие нравы и наши отдельные недостатки. Из того времени врезался в память плакат, где на лавочке в замусоренном сквере сидит понуро мужчина с женщиной и детишками. Подпись гласила: «Многодетную семью выбросили на скамью. Вот обычная идиллия в мире гнета и насилия».
На современном этапе, когда наша страна стремится называться правовым государством, на улицу, по идее и по Конституции, не должны выбрасывать ни одну семью. Однако неопределенность компенсаций, предлагаемых Жилищным Кодексом взамен сносимого жилья, нечеткость законодательных постановлений оставляет ощущение несправедливости и дисбаланс в социальных отношениях.
Каждый жилой дом имеет предельный срок эксплуатации. На определенной стадии жизненного цикла начинают лавинообразно накапливаться неисправности в сетях тепло- и водоснабжения, могут возникнуть пожароопасные зоны из-за пробоя электропроводки. В таком случае дом объявляют аварийным и начинают готовить к сносу, а жильцов к переселению.
Кроме того, некоторые вполне жизнеспособные строения оказываются в зоне массовой застройки и тоже подлежат сносу. Практика работы городских властей в Москве и Санкт-Петербурге, нормативные и законодательные меры и рекомендации позволяют чиновникам произвольно распоряжаться выделяемыми средствами и помещениями, что не всегда удовлетворяет расселяемых жильцов.
Этой статьей мы открываем цикл материалов, посвященных проблематике расселения домов:
Часть 1. Теория и практика расселения жилых домов
О расселении жителей Санкт-Петербурга из аварийных домов
Стоимость компенсации и размер площади: законодательные парадоксы
Что предписывает Кодекс
ЖК делит всех граждан на владельцев квартиры, членов жилищно-строительного кооператива и ответственных квартиросъемщиков жилья по социальному найму. На каждого отводится по своей статье.
Права собственника при расселении
Статья 32 ЖК РФ предусматривает обеспечение прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Это громоздкая статья, в которой регламентируется масса не слишком значимых моментов, второстепенных деталей, но не дается четкого определения самого главного параметра: стоимости выкупа за сносимое жилье.
Посмотрим, каким образом представляет себе законодатель «обеспечение прав собственника жилья». Жилое помещение может быть выкуплено у владельца в связи с изъятием соответствующего земельного участка, о чем хозяин должен быть предупрежден не менее чем за год. Далее, собственнику дается год на то, чтобы придти к соглашению с инициатором сноса о размере выкупа или о предоставлении другой квартиры с зачетом ее стоимости в выкупную цену.
Если за год договориться не удалось, инициатору сноса (органу государственной власти или местного самоуправления) предоставляется право подать в суд на владельца жилья. Хорошенькое обеспечение прав собственника помещения! Ну а какая предлагается выкупная стоимость, если в Кодексе заранее заложена возможность судебного разбирательства?
В части 7 статьи 32 ЖК РФ выкупная цена жилья определяется исходя из следующих параметров и затрат:
- рыночная стоимость жилого помещения;
- убытки в связи с изменением места проживания;
- стоимость аренды съемной квартиры до приобретения нового жилья;
- затраты на переезд;
- затраты на поиск другого жилья;
- затраты на оформление прав собственности на новое жилое помещение;
- упущенная выгода.
Не очень понятно, зачем в таком основополагающем документе как Кодекс надо было закладывать мелочевку вроде «затрат на оформление собственности». Видимо, так было надо, чтобы завуалировать главное: стоимость-то жилья по сути не определена.
С точки зрения регламента, понятие «рыночная стоимость» несет в себе не больше смысла, чем установленное в части 6 этой статьи предписание: определять выкупную цену и условия выкупа соглашением с собственником. Есть понятие «средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилья». Это сумма ежеквартально устанавливается для каждого субъекта Российской Федерации Министерством регионального развития. По России средняя рыночная стоимость колеблется от 20 700 рублей за квадратный метр в Карачаево-Черкесской Республике до 85 тысяч 500 рублей в Москве. Не совсем понятно, почему законодатель не взял за основу этот параметр, фактически провоцируя участников сделки на многочисленные судебные разбирательства. Ведь рыночная стоимость ветхого и аварийного жилья не намного выше цены на лавочку в парке…
Законодатель, образно говоря, «умыл руки»: разбирайтесь, торгуйтесь, как хотите, а если за год не управитесь, нашлем на вас суд скорый и справедливый. Такое впечатление, что, когда готовилась эта статья Кодекса, за плечом законодателя сидели богатые инвесторы и застройщики, и подталкивали того под локоть.
Права нанимателей при расселении
С арендаторами жилья по договору социального найма Кодекс чуть более внятен. Согласно статье 89 ЖК, взамен изымаемой квартиры жильцы могут претендовать на помещение:
- благоустроенное применительно к условиям населенного пункта;
- равнозначное изымаемому по общей площади и количеству комнат;
- находящееся в границах данного населенного пункта.
Казалось бы понятно. Но в той же части той же статьи ЖК дается оговорка: если предусмотрено федеральным законом, то и населенный пункт может поменяться, и нуждающиеся в жилплощади могут получить квартиру по нормам предоставления. Коварство последнего предложения кроется в том, что для изъятия социального жилья имеется несколько причин, в том числе:
- перевод из жилого в нежилое помещение;
- снос дома;
- капитальный ремонт или реконструкция дома;
- передача жилья религиозной организации.
Редким счастливчикам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющих право состоять на данном учете, квартира которых передается в ведение служителей культа в соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 30 ноября 2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», получают новое жилье по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Остальные получают квартиру по площади равнозначную изымаемой с правом оставаться на жилищном учете.
Права членов ЖСК при расселении
К членам жилищных кооперативов Кодекс относится еще проще: в случае сноса дома, к выплатившим пай гражданам применяются правила как к владельцам квартир по статье 32 ЖК РФ; не выплатившим пай – как к арендаторам жилья по социальному найму по ст. 86 ЖК РФ.
Ваш дом – аварийный
По состоянию на 1 января 2010 года в России в реестре аварийных домов числилось 61710 строений. Переселению подлежало более миллиона жильцов из 445 тысяч квартир.
Сроки эксплуатации жилых зданий определяются временем жизни его составных частей, в первую очередь несущих конструкций и перекрытий. Конечно, жилой дом не карточный, и не обязательно, что по истечении заложенного проектировщиками срока жизни он моментально рухнет, похоронив под собой жильцов. Спокойнее всего можно строить семейное гнездо в капитальных домах, сложенных в два с половиной кирпича и более. Время жизни таких домов – 150 лет. Несколько поколений семьи могут планировать свое обустройство в особо капитальных, монолитных домах, способных простоять без проблем до 300 лет.
Современные кирпичные дома толщиной менее двух с половиной кирпичей и крупноблочные здания рассчитаны на 125 лет эксплуатации. В блочных и крупнопанельных домах заложен срок жизни 100 лет; из шлакобетонных плит до 90 лет.
Пятиэтажные здания застройки 1959 - 1967 годов из тонкостенных панелей рассчитаны на 40-50 лет службы, но при щадящей эксплуатации способны протянуть еще 20 лет.
Нормативные сроки эксплуатации жилых домов массовой постройки | ||||
Тип дома | время постройки | Плановый срок эксплуатации | сроки реконструкции | Планируемый период сноса |
---|---|---|---|---|
Сталинские дома | 1930-1940 | 125 | 1990-2005 | 2050-2070 |
Сталинские послевоенные строения | 1945-1955 | 150 | 2020-2030 | 2095-2105 |
Панельные 5-этажные дома (т.н. «хрущовки») | 1956-1970 | 50 | Комплексная программа реконструкции | 2005-2020 |
Кирпичные 5-этажные дома | 1956-1970 | 100 | 2015-2030 | 2055-2070 |
Панельные и блочные 9 и 16-ти этажные | 1965-1980 | 100 | Реконструкция по строительным нормам не предусмотрена | 2055-2080 |
Современные кирпичные и монолитные | 1980-1998 | 125-150 | 2050-2070 | 2105-2150 |
Современные панельные | 1980-1998 | 100-120 | Реконструкция по строительным нормам не предусмотрена | 2070-2105 |
На данный момент, хотя срок эксплуатации пятиэтажек истек, предельно изношенными являются электропроводка и система водопровода и канализации. Наиболее опасные коммуникации - газовые трубы в пятиэтажных строениях, не переведенных на электричество, еще в 90-х годах прошлого века были полностью заменены, выведены наружу и проложены по контуру здания.
Утечки, повышенная пожарная опасность, частичное разрушение конструкций, протечки крыши и так далее приводит к существенному увеличению стоимости эксплуатации и ремонта здания. Дом становится невыгодно содержать. При этом износ капитальных стен оценивается экспертами в 20%, так что особой спешки в переселении жильцов из пятиэтажек не наблюдается.
Дом может быть приговорен к сносу или основательной реконструкции на основании решения межведомственной комиссии по результатам обследования. Регламентируется такое обследование Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (с изменениями – ПП РФ от 02 августа 2007 г. № 494).
В состав комиссии должны входить представители органов местной или федеральной власти, санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и служащие, уполномоченные на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости. Также могут включаться представители учреждений архитектуры и градостроительства, а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций. Собственники жилого помещения привлекаются к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
Комиссия, оценивая степень вероятности разрушения здания по причине его аварийного состояния, не ориентируется на его возраст. Предметом изучения комиссии являются:
- Состояние несущих стен и ограждающих конструкций жилого помещения — исследуются нарушения «в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости)», то есть стены не должны быть деформированы, а в бетонных конструкциях отсутствовать трещины в запредельных размерах. Внешние стены должны обеспечивать влаго- и теплоизоляцию, сохраняющую относительную влажность в жилых комнатах не более 60 процентов и температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию.
- Защита квартир и помещения общего пользования от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных ее бытовых утечек.
- Травмоопасность оборудования и обустройства конструктивных элементов дома – лестничных пролетов, ступеней, дверных проемов и др. при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в квартиру и жилой дом и выходе из них.
- Наличие и степень работоспособности инженерных систем (электроосвещения, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжения, водоотведение, отопление и вентиляция, газоснабжение в отдельных районах), их соответствие требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. В отдельных поселениях в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализации. Вентиляционная система должна исключать проникновение воздуха из одной квартиры в другую.
- Наличие и работоспособность лифта в многоквартирном доме высотой более пяти этажей.
- Коэффициент естественной освещенности в комнатах и кухнях, который должен быть не менее 0,5 процента в середине жилого помещения.
Также изучаются другие параметры типа уровня звукового давления, индукции магнитного поля, концентрации вредных веществ и других техногенных воздействий.
Если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений, то многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Местный орган власти принимает соответствующее решение, которое доводится до всех жильцов дома в течение двух недель.
Расселение домов в Москве
Процедура расселения жилых помещений в Москве регламентируется несколькими правовыми и организационно-распорядительными актами. В первую очередь, это закон г. Москвы от 31 мая 2006 года № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» и Постановление Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. № 1035-ПП «О порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве». Но для понимания этих двух документов необходимо предварительное изучение основополагающего закона г. Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», иначе создается впечатление, будто читаешь книгу, где выпала часть страниц.
Надо заметить, что основные позиции, которые должны изучить жильцы расселяемого дома, приведены в законах Москвы № 29-2006 г. и № 21-2006 г. Положение «О порядке переселения граждан…» фактически является инструкцией для чиновников и изложено тяжелым суконным языком. Но в случае противоречия интересов это Положение полезно изучить, чтобы знать, какие действия может предпринять другая сторона.
Вкратце, на что могут рассчитывать жильцы выселяемого дома. Согласно статье 2 закона Москвы № 21-2006 г. граждане при переселении из жилых помещений имеют право на следующие формы компенсации:
1. Арендаторам по социальному найму предоставляются:
- благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования;
- безвозмездная субсидия для приобретения в собственность или для строительства жилья.
2. Собственники жилых квартир или домов могут получить:
- компенсацию в денежной форме;
- компенсацию в виде предоставления путем договора мены равнозначного жилого помещения, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении (п.4 ст.6 Закона № 21-2006 г.). При этом доплата за разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений не взимается;
- выкуп жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка.
В случае проведения капитального ремонта либо реконструкции жилого дома, на срок ремонтных работ жильцам предоставляются жилые помещения из маневренного фонда по договору найма.
Закон Москвы № 21-2006 г. в статье 3 декларирует право собственников и арендаторов по соцнайму на сохранение района проживания в пределах одного административного округа. Квартиры вне района предоставляются с письменного согласия выселяемых жильцов, или если расселение происходит в несколько квартир (одна – в районе проживания, остальные, где предложат).
О расселении жителей Санкт-Петербурга из аварийных домов
Город на Неве, являясь культурной столицей, свою музейную ауру распространил и на жилые строения. В настоящее время доля ветхого и аварийного жилья дошла до 15% от всего жилого фонда и составляет около 3 тысяч домов. К ним относятся не только дома, заложенные современниками Петра I и Екатерины Великой, но и объекты ветхого фонда пригородных районов.
В Санкт-Петербурге к нуждающимся в жилых помещениях относятся не так жестко, как в Москве. Согласно статьям 14 и 17 Закона Санкт-Петербурга от 05 мая 2006 № 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» по норме предоставления площади жилого помещения могут получить новые квартиры собственники аварийного жилья, стоящие на жилищном учете, и жители сносимых домов при развитии застроенных территорий. Последней категории петербуржцев, занимавшей большие квартиры по социальному найму, предоставляются помещения, не превышающие 9 метров сверх нормы предоставления на семью. Норма предоставления в Санкт-Петербурге на момент написания статьи равна 18 кв.м. на члена семьи или 33 кв.м. для одинокого гражданина.
Лояльность законов нивелируется неспешностью их исполнения. В Перечне утвержденным Распоряжением Правительства Санкт- Петербурга от 22 ноября 2011 года № 48-рп «Об утверждении Адресного перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подлежащих расселению в 2012 году, и Адресного перечня жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению в 2012 году» числится:
- в первом списке 24 дома, в которых проживает 916 человек, из них более половины домов расположены в пригороде;
- во втором списке расселению подлежат 78 квартир, в которых проживает около 500 человек, по традиции в этом перечне преобладают квартиры в центральных районах, всего 35 домов.
Для сравнения: согласно Программе обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на 2011 год в Москве в 2011 году планировалось к переселению из сносимых пятиэтажных, ветхих, аварийных жилых домов более 5,8 тысяч семей.
Стоимость компенсации и размер площади: законодательные парадоксы
Самый серьезный камень преткновения при расселении жильцов из многоквартирных или индивидуальных домов является площадь предоставляемого жилого помещения. Из декларируемой формулы: «собственникам – равноценная, арендаторам – равнозначная» следует особо разобраться с теми, кто стоит на жилищном учете.
Согласно п.1 статьи 7 и п.3 статьи 13 закона г. Москвы № 21 (в редакции закона г. Москвы от 26 января 2011 № 4 – обратите внимание!) собственникам и арендаторам социального жилья, состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. Принимая решение о выдаче жилой площади в пределах нормы предоставления (18 кв.м. на человека) учитывается дата признания перечисленных лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях. Те, кто по каким либо причинам не хочет улучшать жилищные условия при расселении, имеют право получить равнозначную площадь и остаться на учете.
Уточняю: в Москве нуждающимися в улучшении жилищных условий считаются москвичи, вставшие на учет до 1 марта 2005 года; нуждающиеся в жилых помещениях – малоимущие москвичи, принятые на учет после 1 марта 2005 года.
Что странно. Закон г. Москвы № 29, распределяя нуждающихся в жилье москвичей по очередности предоставления, ставит на третье место (после сирот, демобилизованных военнослужащих, лиц, освободившихся с мест лишения свободы и тяжело больных инвалидов) жителей города Москвы, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащих ремонту или реконструкции.
Надо ли понимать, что два закона противоречат друг другу? Ведь в законе Москвы № 21 порядок очередности по жилищному учету даже не упоминается. «Дата постановки на учет» и точка! Предположим, что такое упущение в законодательстве лишь очередная лазейка для чиновников, позволяющих по своему усмотрению варьировать площадь предоставляемого жилища, а для рядовых граждан хороший повод к изучению не в меру запутанного жилищного законодательства.
Однако совсем на самотек этот процесс московские власти не пускают. В «Положении о порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве», упомянутом ранее, сотрудникам управлений Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы даются определенные рекомендации, чтобы они могли ориентироваться, кому какие квартиры предлагать. Так, идя навстречу собственнику, пожелавшему получить компенсацию в виде квартиры, рассматривая возможности предоставления жилого помещения в пределах нормы предоставления, чиновник должен принимать во внимание следующие факторы:
- собственник и его семья состоят на жилищном учете по месту жительства в городе Москве;
- освобождаемая квартира или жилой дом являются для них единственным жильем;
- собственник квартиры или дома и члены его семьи не совершали за последние пять лет действий, приведших к ухудшению жилищных условий.
Первые две позиции являются определяющими при вычислении размера компенсации или выкупной стоимости дома (равно как и рыночная стоимость помещения).
В Положении имеется еще масса нюансов по компенсированию собственнику изымаемого жилья, целый набор вариантов, в том числе предоставление субсидий на приобретение другого жилья в 100% размере, получение нового жилья на условиях социального найма и др. Заинтересованные читатели могут изучить их на досуге, если найдут адекватного переводчика с бюрократического языка на человеческий. Упомяну лишь об одном хитроумном варианте переоценки стоимости, подходящей для индивидуальных домов.
Если деревянная развалюха в окружении запущенных яблонь и одичавшей смородины, стоящая на пути бульдозера, имеет ценность только в сердце двух стариков, которые там родились и живут, и купить новое равноценное жилье не представляется возможным, пунктом 2.37 Положения предлагается провести повторную оценку. При этом необходимо зачесть в рыночную стоимость выселяемого жилья цену плодово-ягодных насаждений как упущенную выгоду. Не стоит думать, что по сравнению со стоимостью квадратного метра жилой площади цена плодов природы невысока. В зависимости от сорта (а кто мешает назвать деревенскую полудичку «ренклодом»?) гипотетический урожай за расчетное время жизни яблони может вытянуть на приличную сумму.
Что касается площади предоставляемого жилья выселяемым арендаторам по социальному найму, Положение категорично лишь в одном случае: если гражданин занимал обширное жилье (допустим, старики умерли или молодые уехали), то новая квартира предлагается в пределах нормы предоставления площади жилого помещения для семьи данной численности (п. 3.5 Положения). Не выйдет у одинокой старушки заполучить в новом доме такую же трехкомнатную квартиру, как в бараке ее молодости, что бы ни обещал Жилищный кодекс!
В остальном Положение довольно невнятно. Нигде не говорится, что жилье должно предоставляться по нормам предоставления тем, у кого площадь проживания меньше этой или учетной нормы. Используется формулировка: площадь жилого помещения, предоставляемого с помощью города согласно правовым актам города Москвы.
Каким правовым актам? Если закона № 29, то по нормам предоставления – 18 кв.м. площади на человека; если закона № 21, то по принципу равнозначности, по размеру площади и количеству комнат.
За первую позицию косвенно свидетельствует пункт 3.4 Положения, в котором предлагается учитывать для ответственного квартиросъемщика, не состоящего на жилищном учете, но занимающего с семьей квадратные метры менее нормы предоставления площади жилого помещения, наличие в собственности семьи иных жилых помещений, совершение действий, повлекших ухудшения жилищных условий за последние пять лет. Аналогично п. 3.8 предписывает давать квартиры площадью менее нормы предоставления, если гражданин ухудшал жилищные условия или имеет дополнительное жилье в собственности.
Соглашения и конфликты
Процесс расселения аварийного дома в Москве представляется процедурой неспешной и многоступенчатой. Целый год дается собственнику и арендатору с момента принятия решения о сносе дома на выбор подходящего варианта квартиры или компенсации.
Сначала жильцов вызывают на первичный прием в районную управу Москвы, где граждан информируют о порядке и условиях переселения. Собственникам объявляют на что им рассчитывать в плане компенсации или выкупа квартиры в денежной либо натуральной форме; арендаторам по социальному найму рассказывают о порядке предоставления им новых квартир и возможности получения субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Одновременно Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы организует и оплачивает проведение оценки стоимости освобождаемого жилого помещения или жилого дома, находящегося в собственности, стоимости земельного участка (если он оформлялся в собственность), а также упущенной выгоды и всех убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием земельного участка.
Затем по каждому расселяемому дому принимается Решение префектуры административного округа города Москвы, которое является основанием для дальнейших действий. С каждым собственником заключается предварительное соглашение, или, если он согласен с условиями, сразу окончательный договор. Арендаторам социального жилья предлагается подходящая квартира с учетом вышеприведенных факторов.
В случае согласия на предлагаемые условия, собственник и ответственный квартиросъемщик вместе с семьей должны покинуть выселяемое помещение в течение месяца после получения документа о праве собственности на жилое помещение либо компенсации; после заключения договора социального найма соответственно.
Если не удалось с первого раза удовлетворить собственника или арендатора, то в работу вступает Конфликтная комиссия по урегулированию спорных вопросов с гражданами. Однако не стоит надеяться, что Комиссия собирается уговаривать упрямого жильца или действительно искать компромиссы. По мнению органов власти, предоставление жилого помещения при сносе дома не преследует цели улучшения жилищных условий.
В функции Конфликтной комиссии входит не столько урегулирование спорных вопросов с гражданами о форме и размерах возмещения, выкупной цены, сколько обеспечение своевременного рассмотрения в судах исков о выселении граждан из жилых домов, подлежащих освобождению.
Из 12 пунктов приложения № 1 к Положению, регламентирующего Порядок работы по отселению граждан из жилых помещений, подлежащих освобождению, при не достижении соглашения с ними об их добровольном переселении, первые 9 пунктов посвящены организации работы с судом, рекомендации по вручению повестки несговорчивому жильцу и действий при принятии судебного решения о выселении. Остальные два возлагают на инвестора обязанность предоставить машину для перевозки груза с бригадой рабочих и снести дом сразу по выезду последнего жильца.
Порядок действий Конфликтной комиссии в случае, если суд встал на сторону владельца квартиры, Положением не предусмотрены. Видимо, не было прецедентов.
О том, как поступать в ситуации, когда вас не устраивает предлагаемые варианты; о правоприменительной практике в области жилищного законодательства; о капризах и протестных акциях москвичей, обманутых в своих надеждах на благоустроенное жилище, читайте в следующей части.
Нормативные документы
«Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ
Федеральный закон от 30 ноября 2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»
Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»
Закон города Москвы от 31 мая 2006 года № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве»
Постановление Правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. № 1035-ПП «О порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве»
Постановление правительства Москвы от 3 июня 2011 г. № 243-ПП «О Программе обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями на 2011 год».
Полезные ссылки
Список домов в Москве, предназначенных к сносу (на этом сайте): http://www.realto.ru/guide/demolition/
О программе расселения на сайте Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы: http://housing.mos.ru/dmghtml/programs/pereselenie.html
Программа расселения старых домов в Санкт-Петербурге: http://moydomspb.com
Комментарии
(30)#Последние комментарии на сайте