Можно ли приватизировать Красную площадь? А Александровский сад? Ответ, как выяснил “МК”, не столь очевиден. Включенный наряду с Кремлем в перечень объектов национального достояния страны, МГУ оказался на грани приватизации. Вначале — частичной, а там, глядишь, и полной.
До 1953 года среднестатистический преподаватель МГУ жил как все. А именно — в общежитии, бараке или коммунальной квартире. Затем случилось чудо. Постановлением Совета министров СССР за подписью Сталина «в целях значительного улучшения условий учебно-педагогической и научной работы в Московском государственном университете» большая часть площадей строящегося тогда на Ленинских горах Главного здания МГУ отдавалась под квартиры преподавателей. Все они располагались в жилых зонах «И», «К», «Л», «М» (в просторечии «КЛИМ»). А те являлись неотъемлемой частью учебного корпуса. Запомним это принципиальное обстоятельство.
Основная часть жилья заселилась к 1 сентября 1953 года. Но кое-что осталось в резерве и распределялось по мере надобности: вначале решением ректората, парткома и профкома МГУ, а позже — новых общественных организаций. Так, в 1999 году получила жилье вернувшаяся из вынужденной эмиграции семья Александра Зиновьева (именно ему, как известно, и принадлежит термин «зияющие высоты»). Чуть позже в ГЗ въехал нынешний декан философского факультета Владимир Миронов. А совсем недавно — дважды лауреат Ломоносовской премии, завкафедрой физфака МГУ Всеволод Твердислов. «Мы имели статус ведомственного жилья, — разъяснил „МК“ руководитель лаборатории НИИЯФ по запуску спутников МГУ, председатель домового комитета четырех жилых башен ГЗ с 1986 года Владимир Шахпаронов. — И это очень важно. Благодаря ему мы пользовались теми же правами, что и другие жители СССР, и в отличие от обитателей служебных квартир имели право на обмен жилплощади с городом. Исчезновение этой категории стало впоследствии одним из спусковых механизмов нынешней проблемы МГУ».
Правда, для обмена также требовалось согласование с ректоратом, парткомом и профкомом МГУ. Но оно было необходимо и для прочих манипуляций с жилплощадью в ГЗ. Например, для регистрации родственников. И затруднений на этом пути как не было, так и нет, заверил «МК» один из первых «детей ГЗ», а ныне профессор факультета мировой политики МГУ Александр Сагомонян. Небольшое же неудобство, связанное со сбором «лишних» подписей, с лихвой окупалось сохранением интеллигентной атмосферы дома. Но об этом позже.
ЗАО «МГУ»
Мысль селить преподавателей непосредственно в учебных заведениях не нова. Частично она восходит к отечественным традициям (советские директора жили при школах вплоть до 60-х годов ХХ века). Есть и практика зарубежных кампусов. Так что первоначально идея, чтобы профессора и преподаватели МГУ здесь же и жили, очень понравилась. Не учли одного, поделился с «МК» Владимир Миронов: «На Западе профессор на одном месте долго не живет. Он часто меняет вузы, а университетское жилье лишь обеспечивает эту мобильность. У нас дело другое. Одно поколение сменяет другое все в той же квартире. Вот и в университете сейчас живут потомки тех, кто когда-то получали здесь квартиры. Кто-то также работает в МГУ. Но многие уже не имеют к университету никакого отношения».
Взаимоотношения университета с этой категорией ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте