Странная штука – реформирование законов! Иногда преобразования законодательства производят огромный шум. Вспомним, к примеру, предстоящее изменение правил налогообложения недвижимости – гвалт и крики по этому поводу не стихают уже много лет, граждане усиленно пьют валидол. А иногда изменения проходят быстро и бесшумно, хотя и затрагивают довольно серьезные вещи.
С 1 сентября вступила в силу очередная порция поправок в Гражданский кодекс (ГК). «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» расскажет о них – разумеется, той части, где речь идет о любимом нами рынке real estate.
Срок давности: 10 лет вместо бесконечности
Первая из рассматриваемых нами новация касается срока исковой давности – то есть времени, в течение которого человек, считающий, что его права нарушены, может обратиться в суд. На этот счет в ГК существует ст. 196, провозглашающая, что «общий срок исковой давности устанавливается в три года».
Однако совсем просто, как мы знаем, в законах не бывает. В ГК имеется еще и ст. 1155, где сказано, что наследник, пропустивший срок принятия наследства, вправе обращаться и позже: в случае, если «не знал и не должен был знать об открытии наследства» или «пропустил этот срок по другим уважительным причинам».
Традиционное объяснение, даваемое этому пассажу, такое – защита внебрачных детей (они с точки зрения закона столь же полноправные наследники, как и рожденные в браке). Предположим, умирает мужчина, у которого где-то в другом городе есть сын двух лет от роду. Мама этого ребенка, не желая огласки, не станет требовать наследства, а самому ребенку три года исковой давности явно недостаточно. Зато лет через 16, став совершеннолетним, он вполне может обратиться в суд.
Но, защищая права одних, закон тут явно ущемлял права других. Покупатель любой квартиры, в истории которой был переход по наследству, должен трястись всю оставшуюся жизнь: а вдруг те наследники, что продавали ее, не единственные? Никак объявятся завтра и потребуют свою долю? Обратим внимание, что в ст. 1155 ГК вообще не называются никакие сроки – прийти можно и через 30 лет, надо лишь убедительно объяснить, что это за «уважительные причины» заставили так серьезно припоздниться.
Теперь о собственно новации, введенной 1 сентября. Ст. 196 ГК дополнена п. 2, где сказано, что «срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен». Так что 10 лет с момента открытия наследства – теперь окончательный период, по истечении которого собственник квартиры может перестать вздрагивать по ночам. «На мой взгляд, данное нововведение представляется разумным и справедливым, оно никак не ущемляет права наследников, пропустивших срок для принятия наследства, - комментирует Геннадий Тимошин, начальник юридического отдела агентства недвижимости «Квартал Риэлти». – В современном обществе с его высоким уровнем образования и культуры, развитыми средствами связи и коммуникаций, а также информационной открытостью 10 лет представляются мне более чем достаточными».
В вопросе о практическом смысле мнения разошлись. Президент гильдии юристов рынка недвижимости, адвокат Олег Сухов такового особенно не видит: по его оценке, количество дел, рассматриваемых в судах по истечении более 10 лет с момента нарушения права, и так составляет менее 1%. А вот Олег Самойлов, генеральный директор компании «Релайт-Недвижимость», отмечает, что с подобными прецедентами ему сталкиваться приходилось. «Более того, инициирование подобных исков является для отдельных юристов самостоятельным бизнесом, - говорит эксперт. – Они находят лиц, не знающих о нарушении их прав, и обращаются к ним с подкупающими предложениями: «Давай отсудим, прибыль - пополам». И ведь бывает, что реально отсуживают!»
Заблуждение, ставшее «существенным»
Переходим к следующей новации. Есть в ГК глава 9, называющаяся «Сделки». В ней – параграф 2 «Недействительность сделок». И далее идут статьи, в которых перечисляются основания, по которым сделки попадают в категорию недействительных.
В одну из этих статей с 1 сентября внесены коррективы. Речь идет о ст. 178 – сделке, совершенной в состоянии заблуждения. Изменилось даже название: заблуждение теперь должно быть не простым, а непременно «существенным ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте