Одним из общепризнанных итогов кризиса стало удешевление загородной недвижимости. Оценки того, на сколько именно «просела» в цене «загородка», разнятся, но большинство аналитиков сходятся в том, что очень сильно – гораздо больше, чем городские квартиры. Сейчас на рынке вроде бы наметился подъем, и стали раздаваться голоса о том, что ценовое «дно» пройдено, снова пора покупать загородные объекты.
Так ли это – с этим вопросом пытался разобраться обозреватель журнала Metrinfo.ru.
Глубоко упали?
30% - эту цифру еще в мае месяце впервые назвал аналитический центр «Индикаторы Рынка Недвижимости IRN.RU», когда подводил итоги «Исследования рынка коттеджных поселков Подмосковья за 2008-2010 годы».
Большинство опрошенных нами экспертов также называли это или очень близкое к нему значение в качестве средней величины снижения цен. Далее, однако, следовали уточнения, чаще всего содержащие расхожую формулировку о «средней температуре по больнице». Так, Владимир Яхонтов, управляющий партнер компании «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость», считает, что все ценовые «американские горки» происходили с ближними к Москве землями – на расстоянии до 30 км от МКАД. «На более дальних расстояниях цены колебались меньше, - говорит эксперт. – А в Дальнем Подмосковье (свыше 70 км от МКАД) земля практически не дорожала и не дешевела».
«Кризис оказался санитаром рынка и ярко показал, какие поселки были нежизнеспособны: цены в таких снизились на 40-50%, - отмечает Валерий Мищенко, председатель Совета директоров компании «Kaskad Family». – Уязвимее всего оказались проекты, которые создавались в местах, заведомо плохо пригодных для проживания: вблизи транспортных магистралей или объектов, препятствующих нормальному загородному отдыху – например, промышленных предприятий, кладбищ и т.п.». Также, продолжает он, сильно подешевели поселки со степенью готовности менее 30%: покупатель в кризис стал значительно менее доверчивым. С другой стороны, объекты, готовые на 70% и выше, практически не ощутили на себе кризиса: все равно оставались люди, желающие вложить деньги в недвижимость, и они по понятным причинам выбирали то, что уже близко к готовности.
«Очень сильно «подсели» неликвидные предложения с непродуманной концепцией, - говорит Александр Дубовенко, директор по развитию компании «Гуд вуд». – Не так давно видел подобный пример: участки по 6 соток с домами на них по 350 кв. м! Как говорится, nocomments».
…А самым большим «рекордсменом» по удешевлению цены наши эксперты назвали оптовые участки земель сельскохозяйственного назначения – тут падение могло доходить до трех и более раз. Что, в общем, объяснимо: для доведения этих объектов до «товарного вида» (т.е. такого, в котором они будут интересны для конечных потребителей – частных лиц) требуются огромные капиталовложения. А у кого такие средства есть – в кризис-то?!
Рублевка? Как и все!
Завершая разговор о падении цен, нельзя не упомянуть о популярной в народе версии о сильном удешевлении самых наших престижных направлений – в первую очередь, Рублево-Успенского. Дескать, по итогам прошлых лет цены тут оказались задранными настолько, что в кризис им просто не оставалось ничего другого, как с грохотом рухнуть.
Сторонники у этой точки зрения были, но куда больше оказалось противников. Как отметила Людмила Ежова, исполнительный директор компании ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте