На границе Петербурга и Ленобласти формируется очередной «спальник»: вокруг Янино в течение десяти лет будет построено 2,8 млн кв. м нового жилья, а население увеличится минимум на сто тысяч человек.
Мегаполис продолжает «выплескиваться» за пределы КАД. Бывшие сельскохозяйственные земли и пустыри с наиболее удачной локацией – в пешеходной доступности от станций метро – давно раскуплены девелоперами и активно застраиваются, образуя новые микрорайоны. С прошлого года начался следующий этап – освоение территорий с худшей транспортной доступностью. Девелоперы продолжают анонсировать крупные проекты на границе Петербурга и Ленобласти, которые в перспективе соединят между собой «кусты» многоэтажек в единый пояс.
Первый целостный сегмент заКАДья, скорее всего, образуется к северо-востоку от города, от Бугров до Янино. Проект комплексного освоения территории на полмиллиона квадратных метров жилья, заявленный компанией ЦДС, практически сомкнет новостройки поселка Бугры с новым микрорайоном, возводимым в полях к западу от Мурино. Застройка восточной части Мурино будет продолжена к юго-востоку – здесь, на участке между Токсовским и Шафировским шоссе, на бывших землях совхоза «Ручьи» «Группа ЛСР» намерена возвести примерно 4 млн кв. м жилья.
А там рукой подать до деревни Янино, вокруг которой в ближайшие десятилетия обещает развернуться весьма масштабная стройка.
Долгое затишье
Янино (от финского Saksan Jaanila – Немецкое Янино) – поселок Заневского сельского поселения Всеволожского района Ленинградской области, расположен на Колтушском шоссе. Он включает в себя две деревни – Янино-1 и Янино-2.
Янино-1 – крупнейший населенный пункт Заневского поселения, где проживают около 4,5 тысячи человек. Располагается он сразу за выездом с КАД, обладает более-менее сложившейся социальной и торговой инфраструктурой и теоретически должен быть интересен застройщикам. Но долгое время они обходили деревню вниманием – вероятно, из-за планов по строительству здесь мусороперерабатывающего завода, от которых власти отказались в 2011 году.
После этого строительный бизнес пересмотрел отношение к освоению свободных земель, лежащих вокруг Янино. Первыми появились индивидуальные жилые дома и коттеджные поселки. А проекты строительства многоэтажек вплоть до прошлого года были единичными.
Положение дел кардинально начало меняться летом 2013 года, когда компания «Ленстройтрест» приступила к строительству первой очереди крупного комплекса Jaanila country. Проект реализуется в полях сразу за Янино-1, участок выходит к Колтушскому шоссе. Как заявляет застройщик, к 2019 году на 42 гектарах появится 43 дома на 269 тыс. кв. м жилья.
В новом микрорайоне будут проживать около девяти тысяч человек, благодаря чему население Янино-1 практически утроится. Впрочем, на фоне намерений, заявленных в последние месяцы другими застройщиками, жилой комплекс Jaanila country не выглядит чересчур масштабным.
Планов громадье
Вокруг Янино, помимо Jaanila country, запланировано строительство трех гораздо более крупных проектов КОТ. В апреле группа компаний «СУ-155» вывела на рынок квартиры в первых 11 домах проекта КОТ к востоку от Янино. «В общей сложности на территории «Янино-Парк» будет около миллиона квадратных метров жилья в кварталах Янино-Восточное, Янино-Аэродром и Ковалево. Ориентировочный срок завершения проекта – 2018 год», – сообщил пресс-секретарь компании Никита Егоров. Помимо жилья, предполагается возведение объектов социальной инфраструктуры. Но, как сообщили в компании, пока нет окончательной договоренности, кто ее будет строить, девелопер или регион.
В середине апреля градостроительный совет Ленинградской области одобрил еще один проект комплексной застройки земельных участков в деревне Янино-1, представленный компанией «КВС-Девелопмент». «Это было повторное рассмотрение – компания после первого отклонения своего проекта “сделала работу над ошибками” и улучшила проект квартала. Эта история доказывает, что у правительства есть силы и желание пустить застройку в этих районах в цивилизованное русло», – сказал БН вице-губернатор по строительству Георгий Богачев.
В отличие от «СУ-155», весь мини-город которого будет состоять из однотипных панельных 13-этажных зданий, «КВС» ограничился высотой в восемь этажей. На 43 га в северо-восточной части Янино-1 до конца 2019 года застройщик намерен построить 41 дом общей площадью более полумиллиона квадратных метров. Запроектированы также три детсада и большая школа. В микрорайоне, который на экскизах выглядит вполне симпатично, будут проживать 11,5 тысячи человек.
Третий мега-проект заявлен на более отдаленную перспективу. «Группа ЛСР» приобрела в собственность 175 га, на которых располагался бывший аэродром Ржевка. Это будет еще один мини-город на миллион квадратных метров жилья, но расположится он с другой стороны Янино-1, ближе к Рябовскому шоссе. Строительство первой из четырех очередей будет начато не ранее 2016 года.
К перечисленным планам можно еще добавить сравнительно небольшой, на 140 тыс. кв. м, объект, к возведению которого в скором времени планирует приступить Группа компаний «ЦДС».
Просуммировав перечисленные цифры, увидим, что через пять-десять лет вокруг Янино-1 появится около 2,8 млн кв. м нового жилья. А население этой части Всеволожского района вырастет за десять лет как минимум на сто тысяч человек.
Всем спать
Масштабное освоение очередной территории, похоже, столкнется с теми же проблемами, что и активно застраиваемые Мурино, Девяткино, Кудрово, Шушары. Во-первых, налицо диспропорция между планируемым ростом населения и появлением новых производств. В Янино есть некоторое количество рабочих мест: ремонтный завод радиоэлектронной техники «Луч», бетонный завод, магазины, детский сад, школа, поликлиника. В 2011 году в деревне открылся первый в стране «сухой порт» – многофункциональный логистический парк.
Но в ближайшее время увеличения рабочих мест не предвидится (компания Tellus Group, собиравшаяся открыть здесь очередной индустриальный парк, от своих намерений отказалась). Не приходится рассчитывать также на то, что жители новых микрорайонов будут трудиться в сфере услуг: в проектах КОТ не предусмотрены ни крупные торговые центры, ни спортивно-досуговые комплексы.
«Государству следует активно вмешиваться в процесс формирования новых микрорайонов. И прежде всего – запустить экономические механизмы для повышения привлекательности реализации проектов, которые обеспечат рабочими местами территории комплексной застройки. Но пока этого не происходит», – говорит директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов. Соответственно, основная часть населения будет ездить на работу в Петербург, и ежедневный маятниковый поток возрастет значительно.
Дороги тормозят
Негативные последствия несбалансированного развития территории скажутся в первую очередь на Колтушском шоссе. Оно уже сейчас из-за нескончаемого потока фур, идущих в логистический центр, является самой перегруженной региональной дорогой Ленобласти. Необходимость его расширения с двух до четырех полос обсуждается на протяжении пяти лет, но сроки неоднократно переносятся.
Напряженность на трассе несколько разрядит строительство объездной дороги из Колтушей во Всеволожск. Эта идея более близка к реализации – уже готовы проекты нескольких участков, в сентябре областные власти планируют определить источники финансирования строительства. Но прокладка трассы столкнулась с неожиданным препятствием – она должна пройти по участку, находящемуся в собственности «СУ-155». Прошлым летом после долгих разбирательств с правительством Ленобласти застройщик внес коррективы в проект планировки ЖК «Янино-Парк». Казалось бы, все противоречия были сняты. «В процессе проверки градостроительной документации по участку, который предполагает осваивать компания “СУ-155”, опять выяснилось, что региональный объект – объездная дорога на Колтуши – указан с соблюдением не всех нормативов. Опять произошло некое недопонимание друг друга сторонами – участниками процесса», – прокомментировал Георгий Богачев. Он добавил, что надеется снять все противоречия с застройщиком в процессе переговоров.
Мини-город от ЛСР «сядет» на Рябовское шоссе. У этой трассы, в отличие от Колтушской, есть в запасе несколько лет на предотвращение транспортного коллапса. Во-первых, застройка этой части Янино запланирована на более отдаленный срок. Во-вторых, несколько лет назад Рябовское шоссе на участке от Всеволожска до Петербурга было реконструировано, и теперь узким местом являются проспекты и улицы на территории Красногвардейского района города.
«Задачей минимум является расширение существующих дорог на территории города и области, а также строительство новых съездов и развязок. Задачей-максимум – развитие системы общественного транспорта», – считает Антон Финогенов. По его мнению, давно обещанное метро в Янино может появиться не ранее 2025 года, так как прежде необходимо будет построить несколько станций Адмиралтейско-Охтинской линии.
Альтернативой мог бы стать легкорельсовый трамвай. Одна линия соединила бы Петербург с Янино, Колтушами и Всеволожском, сняв проблемы сразу нескольких населенных пунктов. Как подчеркивает эксперт, на раздумья и принятие решений по развитию транспортной инфраструктуры у Петербурга и Ленобласти есть три-четыре года. В противном случае Янино будет жить в вечных пробках.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте