Только в четырех из семи легендарных "сталинских" небоскребов имеются жилые квартиры. В рубрике "Жилая легенда" мы уже рассказывали, как обитатели трех из них защищают родные стены (кстати, находящиеся под охраной государства) от буйных фантазий граждан с деньгами. Высотка у Красных Ворот - единственная пока не посылавшая московским властям сигналов бедствия. Заинтересовавшись этим феноменом, "Известия" пришли в здание, вставшее больше полувека назад лицом к Садовому кольцу на его пересечении с Каланчевкой - на месте старинного квартала, снесенного заодно с домом, где родился Лермонтов.
На бойком месте
Монументальный дом, вокруг которого днем и ночью движется бесконечный поток машин и такой же плотный людской муравейник (рядом расположены несколько министерств, множество банков, площадь Трех вокзалов), строили как ведомственное здание МПС. Само оно обитало совсем рядом, в знаменитом доме-паровозе.
Однако к концу 1951-го, когда высотное административно-жилое здание на Садово-Спасской, 21 достроили, из МПС выделилось новое могущественное ведомство - Минтрансстрой, отвечающее за строительство железных дорог, автомагистралей, аэропортов, метро, мостов и т.д. Оно-то и отпраздновало новоселье в высотной части новостройки, став одним из двух столичных ведомств (второе - МИД), прописавшихся в небоскребах. Квартиры в более низких жилых крыльях достались по большей части путейщикам.
В 1990-е, после акционирования Минтрансстроя, в здешнем конференц-зале на время поселился удивительный арендатор - первая в России Международная московская валютная биржа. Что вовсе не помешало бывшему министерству, обратившемуся сначала в корпорацию, а из корпорации - в группу компаний "Трансстрой", не только усидеть в историческом здании, но и выкупить административную часть высотки у государства и стать ее полновластным хозяином.
Перед покупкой высотку тщательно обследовали. Возглавивший группу экспертов Игорь Каспэ, сотрудник одного из НИИ Минтрансстроя, погрузился в дело с головой: рылся в документах, облазил все здание - от подвалов до звезды на шпиле - и даже решил найти тех, кто его строил. Так он узнал то, о чем знали только посвященные.
Тайна заморозки и отморозки
Как известно, прямо в высотке был пробит второй выход с построенной еще в 1935 году по проекту архитектора Фомина станции метро "Красные Ворота". На этом настоял проектировавший высотку Алексей Душкин - знаменитый архитектор, автор проекта "Детского мира" и самых удивительных станций столичного метро - "Маяковской" и "Кропоткинской". Дело в том, что ни на Садовом кольце, ни на Каланчевке с их потоками транспорта, пусть и не такими угрожающими, как сегодня, полвека назад не имелось ни одного подземного перехода, отчего люди гибли под колесами. В общем, у Душкина были все основания настаивать на втором выходе из метро - на другую сторону Садового, на Каланчевку. Хотя все риски такого решения были очевидны.
Во-первых, нагрузка от здания приходилась на наклонный эскалаторный ход второго выхода из метро. Во-вторых, этот ход надо было сооружать одновременно с возведением высотной части здания - сроки окончания строительства установили жесткие, и пересматривать их никто не собирался. Но главная головная боль - местные почвы. Фундаменты высотки приходились на 16-метровую толщу водонасыщенных плывунных грунтов, и лишь на 27 метрах начинались плотные юрские глины, лежащие на известняке.
Эти проблемы пришлось решать способом, при строительстве зданий в Москве ранее не применявшимся, - грунт по периметру стройки решено было заморозить.
Конечно, такое уже случалось, когда строили метро. Но здесь котлован отрыли в очень ненадежных грунтах, практически в плывунах. К тому же он был огромным - площадью 1200 кв. метров и глубиной 24 метра: для заморозки грунта вокруг фундамента высотного здания пришлось заложить 230 скважин глубиной 27 метров, еще ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте