Франчайзинговая модель бизнеса – эти слова, вероятно, не очень хорошо знакомы широким народным массам. И тем более непонятно, как эта схема действует в недвижимости. Вот журнал Metrinfo.ru и решил рассказать о ней – тем более что в поистине бескрайнем море риелторских агентств иногда встречаются те, что работают по принципам франчайзинга. А поскольку мы – издание, ориентированное на конечного потребителя, основной упор мы постарались сделать не на проблемах, с которыми сталкиваются сами риелторы и их руководители. А на то, как и чем франчайзинговая компания отличается от обычной с точки зрения потребителя.
Под сенью «старшего брата»
Без небольшой вводной части не обойтись. Франчайзинговая схема предполагает, что крупная и успешная компания (франчайзор) предоставляет небольшим фирмам (франчайзи) возможность работать под своей торговой маркой. Разумеется, не бесплатно, а за деньги – они называются роялти или паушальный взнос. Право на фрайчайзинг, называется франшизой.
Выгода франчайзора очевидна – доход. А зачем все это франчайзи? Плюсов оказывается много. Это и известный бренд (который его владелец, т.е. франчайзор, регулярно «подкармливает» имиджевой рекламой). И различные тренинги и обучающие программы для руководителей и рядовых сотрудников. И возможность «вскладчину» с другими франчайзи (а значит, дешевле) заказывать собственную рекламу. И перспективы проводить с ними совместные сделки. Впрочем, полный перечень преимуществ уже выходит за рамки нашей «потребительской» статьи.
«Система франчайзинга начала формироваться 200 лет назад в Великобритании, - говорит Роман Мурадян, управляющий директор компании «МИЭЛЬ-Франчайзинг». – Сейчас по ней работают 80 отраслей экономики. По данным профессиональных ассоциаций, в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзоров и более 1,2 млн. франчайзи. Страной-лидером во франчайзинге является США (порядка 750 тыс. предприятий), также в тройке лидеров Китай и Австралия».
Что до российского бизнеса в недвижимости, то тут результаты, конечно, поскромнее. «На нашем рынке франчайзинг появился и стал наиболее активно развиваться в докризисный период: в 2004-2008 годах, - рассказывает Александра Кадченко, начальник отдела консалтинга и оценки Агентства недвижимости МИАН. – Среди первых агентств недвижимости следует назвать «Хирш-Россия», «Century 21», «МИЭЛЬ», DOKI. Однако последующий кризис скорректировал ситуацию: сети сократились и некоторые даже совсем закрылись. На сегодня работают «Century 21» и «МИЭЛЬ».
Статистика: плюс-минус километр
Элементарный, казалось бы, вопрос – каков на рынке процент агентств, работающих по франчайзинговой модели – вызвал ну очень противоречивые ответы. Судите сами: по мнению Нури Катца, президента «C entury 21 Россия», «доля франчайзинга в риелторском бизнесе намного меньше чем 1%». Александра Кадченко (МИАН) говорит о 3-7%, Марина Маркарова, управляющий партнер MAYFAIR Properties, - о «не более 15%».
С чем согласны абсолютно все – считать крайне затруднительно. Даже вообще все риелторские фирмы. «На российском рынке подсчитать количество агентств недвижимости просто невозможно, поскольку отсутствует система лицензирования. Сегодня любой частный маклер, зарегистрировав общество с ограниченной ответственностью, может называть себя агентством, - отмечает Алексей Белугин, директор департамента развития Группы компаний «Мэтр Роше». – Более того, нам приходилось встречать людей, у которых были собственные визитки с телефонами и названием агентства недвижимости, но когда дело доходило до оформления договорных отношений с ними, у них элементарно даже не имелось юридического лица».
Олег Самойлов ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте