Год назад, в итоговом обзоре ситуации на вторичном рынке жилья, мы предполагали, что 2014 год пройдет под знаком продолжения стагнации спроса и обострения борьбы за покупательские кошельки – между продавцами жилья первички, а также объектов новой и старой вторички. Оставив за скобками эмоции, мы увидим, что именно так события и развивались.
Однако главная особенность второго года стагнации для российского рынка жилья заключалась в том, что в 2014 году за резкими оживлениями следовали почти симметричные спады. В этом можно убедиться, заглянув в свежие статистические данные.
Так, по данным Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», цены вторичных квартир подрастали в течение всего минувшего года. Летом значение индекса БН (вторичный рынок) пробило психологическую отметку 100 тыс. руб. за кв. м, осенью рост продолжился, а к декабрю достигнуто значение 103 тыс. руб. за кв. м. В общей сложности за год цены выросли на 7,3%, что заметно меньше, чем озвученное представителями Минфина прогнозное значение инфляции за тот же период (11,5%).
Количество объявлений о продаже квартир, по сравнению с декабрем 2013 года, когда рынок был затоварен вторичным жильем, снизилось на 26,8%. Но здесь нужна оговорка: заметное уменьшение объемов предложения, имевшее место под занавес ушедшего года, очевидно, связано с тем, что в период очередного «валютного слалома», связанного с падением курса рубля, квартиры начали снимать с продаж – до лучших времен.
Ускорение на фоне застоя
Чем 2014 год запомнился руководителям риэлторских компаний? «Прежде всего – высокой волатильностью спроса», – комментирует председатель совета директоров АН «Легион» Максим Чернов. По его словам, всплесками покупательского интереса к недвижимости в течение прошлого года сопровождались значимые политические и макроэкономические события: январский скачок девальвации, крымская весна, введение санкций со стороны западных стран, декабрьский обвал курса рубля.
«Необычное оживление было в конце января – сразу после зимней Олимпиады в Сочи», – говорит заместитель генерального директора АН «Бекар» Леонид Сандалов. С данным наблюдением согласен и генеральный директор АН «Бенуа» Дмитрий Щегельский: по его словам, первая волна активизации спроса пришлась на начало февраля. «Покупателей не стало больше, но принятие решений о покупке ускорилось», – поясняет Дмитрий Щегельский. Он уточнил, что зимой 2014-го среднестатистический покупатель, обратившийся в агентство, выбирал себе жилье в течение двух недель, при этом в 2013 году период от обращения до покупки составлял около полутора месяцев. А раз дело обстояло именно таким образом, то весеннее оживление обернулось спадом к лету: потенциал ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте