Несмотря на то, что тема кризиса является одной из основных в любом разговоре о недвижимости, всерьез проблемы коснулись отнюдь не всех сегментов рынка. Как обычно практически невосприимчивой к переменам в жизни остается самая дорогая недвижимость. Но и здесь смена настроений в какой-то мере оказывают влияние на приоритеты инвесторов. Об этом рассказывает генеральный директор компании TWEED Ирина Могилатова.
- Сейчас все разговоры о недвижимости идут через призму слова «кризис». Вряд ли то, что сейчас происходит в экономике, отразится на рынке жилья топ-класса. Однако есть ли какие-то веяния, отголоски времени, которые мы переживаем?
- Мы наблюдаем в настоящее время активный спрос на квартиры вторичного рынка, в уже построенных и заселенных дорогих домах центра города. В то же время пропал интерес к первичным предложениям, те, кто хотел сэкономить, купив на стадии строительства, переориентировались на другие предложения. Сейчас они готовы уже не экономить, но купить готовое жилье в уже построенном доме – хотя права собственности могут быть еще не оформлены.
- С отделкой или без?
- Это не важно, главное, чтобы дом стоял.
- Любопытно: на этом рынке всегда считалось, что если строительство дома началось, то оно обязательно будет завершено.
- Это как раз и есть отголоски кризиса. Ситуация некой истеричности, разговоров о кризисе, и в Америке, и в Казахстане, и в Англии. В результате люди, у которых есть средства и которым надо купить недвижимость, не являющуюся предметом первой необходимости, предпочитают заплатить больше, но чувствовать себя спокойно.
- В итоге мы наблюдаем переориентацию спроса, то есть как таковой он не иссяк?
- На самом деле какой он был, таким и остался. У нас сейчас дела идут на удивление хорошо. Даже лучше, чем осенью предыдущего года.
- С чем вы это связываете?
- Ситуация такова, что практически единовременно появилось больше людей, которые хотят приобрести дорогую недвижимость.
- Как можно объяснить выбор при покупке в пользу готового? Ведь при этом уменьшается инвестиционный эффект.
- Сейчас в Москве по 214-ФЗ продается единственный объект – комплекс «Аквамарин». Все остальные объекты реализуются различными весьма и весьма загадочными способами, абсолютно не гарантирующими людям, что в будущем они свое жилье все-таки получат. К тому же в ситуации истерии покупатели не хотят рисковать. Компании объявляют о заморозке своих проектов – а вдруг и какая-то еще конкретная компания не сможет найти денег, чтобы довести строительство до конца? К тому же банки крайне тяжело идут на финансирование проектов по недвижимости. Покупатель оказывается в рискованной ситуации: он купит фьючерс, а у застройщика кончатся деньги и он не выполнит своих обязательств.
- А если речь идет о застройщике, имеющем солидную репутацию?
- Я допускаю, что покупатели могут поверить кому-то из застройщиков, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Так или иначе, инвестор с рынка ушел.
- Как вы думаете, надолго?
- Истерия закончится достаточно быстро. Все равно понятно, что нужно зарабатывать деньги, а недвижимость – сфера более стабильная, чем, к примеру, акции. Недвижимость можно в буквальном смысле пощупать руками. Однако я думаю, что в течение какого-то времени частные инвесторы, группы инвесторов не будут рисковать, их интересы будут смещены в сторону строящихся, но до конца не завершенных домов, где цены еще не поднялись до конечного уровня. Альтернатива – покупать вторичку, делать ремонт с целью заработать при перепродаже или сдаче в аренду. Что-то инвесторы точно будут делать, но очень сомнительно, чтобы они выберут новостройки начального этапа строительства.
- Какова актуальная ситуация на рынке дорогой загородной недвижимости? Имеются ли здесь какие-либо серьезные отличия от городских домов?
- В Москве до сегодняшнего дня существует рынок продавца. Только сейчас застройщики начинают задумываться о том, что на самом деле не они одни правят бал. Это произошло после того, как полетели их бизнес-планы – поскольку раньше, когда дом выходил на рынок, являясь в лучшем случае огороженной площадкой, порядка 30% квартир в нем раскупали сразу.
На загородном рынке ситуация всерьез изменилась уже полтора года назад. Здесь жесткий рынок покупателя и очень жесткая конкуренция между поселками. Их много, а покупателей больше не стало, скорее наоборот.
Дело в том, что загородный дом – все-таки предмет роскоши, приоритетной обычно является квартира в Москве, и 70-80% покупателей сначала решают вопросы именно с городским жильем. Если брать за общее число покупателей тех, кто решил эти вопросы и в течение последних пяти лет захотел обзавестись загородным домом, можно сказать, что 40-50% из них уже успели что-то приобрести. И теперь от общего количества остается от силы половина. То есть на рынке, допустим, единовременно присутствует десяток человек, которые выбирают загородную недвижимость – а число поселков растет в геометрической прогрессии.
Естественно, что растет и конкуренция между поселками. Чтобы выиграть, они должны быть более красивыми, ликвидными, приемлемыми по цене и т.д. Эта конкуренция происходит в определенном бюджете покупки. Речь идет о поселках, более или менее рассчитанных на постоянное проживание, то есть расположенных в районе 20-30 километрах по Новорижскому, Минскому, Калужскому шоссе. Здесь бюджет приобретения составляет порядка 1,5-3 млн долл., и это диапазон наиболее суровой конкуренции.
- А что происходит в более высоком ценовом сегменте?
- Те клиенты, которые имеют большие бюджеты покупки загородной недвижимости, от 5 млн долл., сталкиваются с проблемой отсутствия выбора. Поселки, на них рассчитанные, можно перечислить по пальцам одной руки. Плюс еще имеется какое-то количество предложений вторичного рынка. Об этих покупателях можно сказать «богатые тоже плачут» - потому что им приходится бать то, что есть.
- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке дорогой недвижимости – в отношении перспектив рынка?
- В настоящий момент для тех, у кого есть деньги, существует очень хорошая возможность приобретения недвижимости. Сейчас время покупать, к тому же продавца можно убедить пойти на более выгодные условия сделки. То, что недвижимость, особенно высшего класса, упадет в цене, - полная ерунда. Этого не произойдет никогда.
Комментарии
(63)#Последние комментарии на сайте