События 2024 года оказали сильное влияние на продажи на рынке первичной жилой недвижимости. В старых границах Москвы было заключено чуть менее 62 тысяч договоров долевого участия на покупку 3,2 млн кв. метров жилой недвижимости, что меньше на 17% по количеству лотов и на 12% по площади относительно показателей предыдущего года. Однако в разных ценовых сегментах сформировались разнонаправленные тренды.
Тренд спроса: падение или рост?
Главными факторами влияния на отрасль в 2024 году стали завершение программы с господдержкой, изменение условий семейной ипотеки, завершение IT-ипотеки на территории Москвы и удорожание рыночных кредитных продуктов. Снижение продемонстрировал лишь комфорт-класс как наиболее зависимый от ипотеки сегмент: на 28% до 1,4 млн кв. метров.
Отмечается активное смещение интереса со стороны девелоперов и покупателей в сторону бизнес-класса: в 2024 году его доля в структуре продаж составила 49%, что на 8 п.п. выше показателей 2023 года — это 27,3 тысячи ДДУ на 1,6 млн кв. метров.
В сегменте премиального жилья было заключено 2 тысячи ДДУ на покупку 177,4 тыс. кв. метров, а в нише deluxe девелоперы реализовали по 400 договорам 52,8 тыс. кв. метров. Совокупный рост продаж в высокобюджетных сегментах составил 22%, а доля увеличилась на 2 п.п.
Флагманы отрасли
Пятерка лидеров рынка новостроек Москвы в старых границах не изменилась, однако места в топе перераспределились. Компания MR Group поднялась на третью позицию с пятой, реализовав в 2024 году 3,8 тысячи ДДУ на 209 тыс. квадратных метров.
В возведении жилья бизнес- и премиум-класса MR Group является одним из наиболее крупных игроков. В ее портфеле представлено свыше десятка проектов высокой ценовой категории. В течение прошлого года MR Group вела продажи в 18 жилых комплексах, расширив портфель новыми качественными проектами бизнес-класса CITYZEN, VEER, SET и премиальными жилыми комплексами — JOIS и MИRA.
Компания MR Group занимает второе место по годовому объему реализации по ДДУ жилья бизнес- и премиум-класса с показателем в 185 тыс. кв. метров, улучшив показатели 2023 года на 9%. Еще одним достижением 2024 года для девелопера оказалось вхождение сразу двух проектов в двадцатку лидеров бизнес- и премиум-класса по объемам реализации по ДДУ.
Самым продаваемым проектом MR Group в прошлом году, согласно данным MR Analytics, стал жилой комплекс City Bay. С результатом в 30 тыс. кв. метров проект занимает восьмое место в топ-20 по продажам в 2024 году в сегментах «бизнес» и «премиум». Вторым по популярности стал мультиквартал CITYZEN, в котором с марта по декабрь было реализовано квартир общей площадью порядка 24 тыс. кв. метров.
Финансовые инструменты
Кардинально изменились за год финансовые стратегии приобретения недвижимости. После отмены массовой льготной ипотеки в июле 2024 года на фоне заградительных ипотечных ставок началось резкое снижение ипотечных сделок: в декабре доля ипотеки составила 37%, по 2024 году — 59%. На смену ипотеке пришла рассрочка, наиболее востребованная в проектах класса «бизнес» и выше.
Выводы и прогнозы
Ушедший год ознаменовался смещением фокуса спроса на более высокие ценовые сегменты. Исходя из рыночной динамики, можно говорить о создании предпосылок для дальнейшей разработки оригинальных стратегий реализации, концентрации на качестве девелоперского продукта и клиентского сервиса, учитывающих перенастройку потребительских предпочтений и сценариев.
«Успех девелоперской компании в настоящее время определяется высоким качеством продукта и выстраиваемых отношений с клиентом. Они складываются из поддержки на каждом этапе сделки и после ее завершения. В случае с московским рынком средний бюджет покупки квартиры в проектах бизнес-класса составляет порядка 25–30 млн рублей. Это серьезная инвестиция в свое будущее, для многих — осуществление своей мечты. Поэтому перед девелоперами стоит задача сделать эту мечту более доступной, эффективно используя все доступные ресурсы, включая партнерские и финансовые», — отметил Артур Кулешов, директор по аналитике MR Group.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте