Последние несколько лет загородный рынок развивался под знаком эконом-класса. Востребованы были в основном недорогие участки без подряда и дешевые таунхаусы. Однако в этом году неожиданно заявил о себе сегмент бизнес-класса. Что бы это значило?
Рынок коттеджных поселков Ленобласти на заре своего становления (конец 1990-х – начало 2000-х) был преимущественно элитным. Строительство дорогих коттеджей велось преимущественно в престижных локациях Всеволожского, Выборгского районов и предназначались в основном для состоятельной публики. Люди с невысокими доходами приобретали себе недвижимость либо в садоводствах, либо в частной застройке поселков и деревень, расположенных не столь выигрышно.
Перипетии рынка
Постепенно «входной билет» на рынок организованных коттеджных поселков понижался, но все-таки до экономического кризиса 2008-2009 гг. девелоперы старались строить объекты для людей с доходом явно выше среднего. Но кризис вмешался в их планы. До сих пор многие проекты, где возводились коттеджи и таунхаусы больших площадей, стоят невостребованными. Устарела их архитектура, инженерное оснащение уже не дотягивает до современных требований. Единственный выход для таких поселков – реконцепция, но уже другая история…
После кризиса спрос, а за ним и предложение ушли в эконом-сегмент. Стали активно развиваться поселки в менее престижных районах с дешевой землей – Гатчинском, Ломоносовском, а также более удаленных – например, Лужском. По преимуществу в таких проектах предлагались просто земельные участки без подряда, нередко – вовсе без инженерных коммуникаций.
В 2010 году случился настоящий бум участков без инженерии, который, впрочем, довольно скоро сошел на нет. Покупатели, к счастью, быстро разобрались, что участки за копейку на поверку оказываются, скорее, тягостным обременением, нежели хорошим вложением в свое будущее.
Многие из тех, кто приобрел такие наделы, оказались в неприятной ситуации. Земля-то есть, а вот перспектив развития территории – никаких. Чтобы провести газ, электричество, построить хорошие дороги и наладить жизнь, нужны деньги, а их не собрать, раз нет притока новых покупателей.
Посткризисные годы также оказались хорошей почвой для развития дешевых таунхаусов минимальных площадей. В 2010-2012 гг. этот сегмент также был на коне, но уже сегодня становится понятно, что спрос не поспевает за быстро растущим предложением. И в скором времени может случиться кризис перепроизводства (есть мнения, что мы его наблюдаем уже сейчас ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте