Исторические здания обладают неповторимой уникальной атмосферой, и это не обязательно атмосфера музея или традиционной картинной галереи. Сегодня объекты культурного наследия (ОКН) не просто реставрируются, а возрождаются в полном понимании этого слова. И речь, прежде всего, идет о возрождении функции объекта и его приспособлении под актуальные задачи, будь то частная резиденция, офис, ресторан или мультифункциональный центр. Поговорим с Марианной Петренко, основательницей архбюро BOMAR, которое с 2014 года фокусируется на работе с объектами культурного наследия и реализовало около 20 подобных проектов по всей России.
- Марианна, как давно вы работаете с ОКН и почему решили этим заняться?
- Наш первый опыт работы с объектом культурного наследия случился в 2014 году. Он сразу поразил масштабом и заставил в себя влюбиться. Это был Летний домик графа Орлова в Нескучном саду, здание, знакомое и знаковое для парка, расположенное на высоком берегу Москва-реки. Проект планировали актуализировать под социальный культурный центр. В тот раз мы впервые столкнулись с многочисленными нюансами реставрационных работ, и именно с этого проекта началась наша история работы с (ОКН). История захватывает, а делать проект уровня наследия значит реализовать самые серьезные профессиональные амбиции. В конечном итоге, я сделала выбор для BOMAR сфокусироваться исключительно на ОКН, несмотря на это, что в среднем проект реализуется за 4-5 лет. Мы научились объединять научно-реставрационный метод и принципы современной архитектуры и дизайна. Сегодня у нас работают и архитекторы, и реставраторы, и дизайнеры, такой вот мультидисциплинарный подход.
- Кто те люди, кто вкладывает в ОКН?
- Разные люди из разных сфер. Это и энтузиасты, кто искренне озабочен вопросом сохранения наследия страны. Они ищут объекты по всей стране, собирают донаты, привлекают внимание и работают на местах. Их цель - если и не отреставрировать, то законсервировать и спасти исторические объекты, так как это наследие страны, тот самый настоящий культурный код. Есть застройщики и девелоперы, которые выкупают фабрики, доходные дома и актуализируют их. Это масштабная практика, широко распространенная в Москве, Питере и в крупных мегаполисах мира. На свет вместо устаревших фабрик в разных частях города появляются новые арт-кластеры со своим уникальным микроклиматом. Позже вокруг таких центров выстраивается и соответствующая инфраструктура, подтягивается жилье и HoReCa, и, как результат, меняется ландшафт города, у которого появляется новая точка притяжения. Кто-то видит в сохранении ОКН свою персональную миссию, кто-то - возможность для инвестиций. Путь к ОКН может быть разным, но всех людей объединяет одно: начав деятельность, связанную с ОКН, люди получают “прививку” наследия. Соприкоснувшись с наследием, невозможно остаться равнодушным.
- Остались ли ОКН в центре Москвы? Если да, то насколько бы вы рекомендовали ими заняться?
- В Москве огромное количество ОКН. Есть объекты регионального уровня, которые периодически выставляются на продажу. Есть объекты, компании-владельцы которых попали под банкротство. Это фирмы, образованные еще в 90-х, нулевых годах и приобретавшие себе особняки под офисы. В 2024 году стартовала “Программа сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации”, цель которой привести в удовлетворительное состояние 1000 объектов культурного наследия к 2030 году. В рамках Программы Минкульт и ДОМ.РФ запустили портал наследие.рф, на котором можно найти сотни ОКН, включая Москву. Только задумайтесь, в границах Третьего кольца можно найти небольшой дом 1000 кв.м., да еще и собственной землей и отдельным входом. И даже не обязательно весь дом проектировать под жилье. Например, на первом этаже можно организовать шоурумы мебели, арт-галерею, пространство под лекции, небольшой ресторан… такое мультифункциональное пространство. И это место будет привлекать аудиторию, ведь за атмосферу “отвечает” история.
- Расскажите о вашем московском опыте: что это были за проекты?
- Помимо упомянутого выше Летнего домика графа Орлова, уже мы реализовали и в данный момент реализуем несколько проектов с ОКН, например, офис ВТБ на Зубовском бульваре. В этом проекте мы интегрировали новые функции и восстановили интерьеры. Сложность работы заключалась в том, что особняк был построен в половине 19 века, после пожара 1812 года. Это был жилой дом, в котором бывал Пушкин на приеме у князя Гагарина. Скоро там будет Private Banking ВТБ и представительский офис. Для нас это проект-исследование. Понимание исторических интерьеров утеряно, мы проводим исследование, подбираем аналоги, стараемся стать на место архитекторов-творцов и создать интерьеры самостоятельно. Это бережная, кропотливая и очень творческая командная работа, не выносящая поверхностного подхода.
Еще один московский проект - художественная галерея в Елоховском переулке, которую мы спроектировали …. в подвалах начала 17 века с их историческими сводами красно кирпичной кладки и деталями чугунной решетки, которую вручную чеканили в начале 17 века. Это был сложный проект с точки зрения проектирования современных инженерных систем с учетом того, что своды находились под охраной и мы не могли проводить через них коммуникации. В итоге, всю инженерку мы пустили через полы.
В этом проекте мы не просто спроектировали интерьер, но интегрировали новую функцию - галерею современного искусства, чья концепция - связь прошлого и будущего через настоящее. Так мы соединили научный подход (консервация), представляющий прошлое, современный дизайн интерьера (будущее), и настоящее - ярко красный акцент (частичный выкрас стен и пола, который зонирует две смысловые зоны).
Рядом с галереей находится еще один наш проект, офис для юридической компании, где мы, демонтируя пластиковые панели, обнаружили потрясающие росписи , которые были сделаны еще до пожара 1812 года. Когда наталкиваешься на такие сокровища, понимаешь, что твоя миссия - не только создать для людей красоту, но сохранить голос истории, голос города, голос страны. Это я называю наследием.
- У вас интересный подход: интерьеры кажутся одновременно и историческими и современными. Как вам это удается?
- Основа работы с ОКН - бережное отношение к архитектуре и приоритет консервации, что сформулировано в Венецианской хартии сохранение памятников мирового культурного наследия. После изучения этого вопроса (что и как сохранить) мы приступаем к актуализации функции объекта. Наша цель - приспособить объект под новую функцию, и тут случается самое интересное и амбициозное одновременно: те современные решения, которые мы выбираем должны продлить жизнь культурному наследию. Мы не играем в историю, мы остаемся здесь и сейчас. Подбираем современные предметы и декор, но так, чтобы они были созвучными истории за счет материалов, колористических решений и формы. Такой мультидисциплинарный подход позволяет нам переосмыслить, а не копировать
- Как вы думаете – будет ли в ближайшее время спрос на редевелопмент ОКН и почему?
- Вне всяких сомнений, спрос будет. Это я говорила себе и год, и два, и пять лет назад, когда принимала решение сфокусироваться именно на редевелопменте. Мы осознанно отказывались от стандартных проектов, чтобы развиваться в этой узкой сфере. Сегодня потенциал еще богаче. Сохранение наследие - поиск нового кода русского дизайна, это стало звучать ярко и громко. Я уже упоминала Программу сохранения наследия народов России, запущенную в этому году, но хотелось бы отметить, что это не просто директива сверху. Это внутренний запрос людей с широким кругозором, тех людей, который много путешествуют, но возвращаются домой. В конце концов, наша историческая архитектура не менее прекрасна и богата, чем европейская, просто надо приложить усилия, чтобы ее возродить.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте