14 августа исполнилось двадцать лет со дня подписания первым президентом страны Борисом Ельциным исторического указа №914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Так был дан старт ваучерной приватизации, продлившейся до 1994 года.
Напомним, тогда все граждане России – от младенцев до стариков – стали обладателями ваучеров номиналом в 10 тысяч рублей каждый. Если кто забыл: раздавались они не бесплатно – за каждый нужно было заплатить по 25 рублей. Приватизационная «валюта», как было заявлено, давала ее обладателю право на «кусочек» государственной собственности. Предполагалось, что на чеки народ будет покупать акции предприятий или вкладывать ваучеры в чековые фонды-посредники с целью дальнейших инвестиций в разного рода производства.
Но для подавляющего большинства населения приватизационный чек так и не стал «золотым». Реализация проекта обернулась очередным обманом. Обогатились единицы. Скупив по дешевке приватизационные чеки, наиболее ушлые граждане приобрели на них то, что когда-то являлось общенациональной собственностью — заводы, фабрики, рудники, шахты и многое другое.
Большая же часть россиян (34 %), как напоминает ИА «Новый регион», предпочли свои ваучеры продать, 25 % — вложили в инвестиционные фонды («МММ», «Хопер», «ОЛБИ» и др.). И таким образом скоро вообще все потеряли. Порядка 11 % населения ваучеры предпочли подарить. Еще 6 % и вовсе не помнят, что произошло с их ценными бумагами. И только 15 % населения страны вложили ваучеры в российские предприятия и стали их мелкими акционерами.
- Естественно, все тогда делалось в спешке, под влиянием наших радикальных реформаторов — Гайдара и Чубайса, — вспоминает академик РАН, доктор экономических наук Олег Богомолов. — Роковую роль сыграла поправка к закону о приватизации, которую Ельцин внес по просьбе Чубайса. Он отменил именную приватизацию, обезличив ваучеры. Это дало простор для огромных злоупотреблений и фактически позволило сосредоточить общенародную собственность в руках кучки администраторов, которые раньше управляли предприятиями. Было подорвано само понятие общенародной собственности, которую, вроде бы, никто не отменял. В итоге сегодня приватизация вообще происходит по решению правительства, без всякого согласия на то общественности.
По сути, двадцать лет назад было положено начало очень опасному процессу социальной дифференциации, когда крайние слои населения — самые богатые и самые бедные — все дальше и дальше отходят друг от друга. Именно расслоение населения из-за огромной разницы в доходах становится в мире причиной социальных бунтов ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте