Проблема с поиском в столице небольших помещений под предпринимательство стоит весьма остро, рассказывают московские риелторы. Все дело в том, что таких площадей на столичном рынке недвижимости практически не осталось, а собственники зачастую не хотят связываться с «малышами», предпочитая отдать квадратные метры крупному оператору. Родиться малому бизнесу зачастую мешает и стоимость аренды. И все же варианты выхода из этой непростой ситуации есть.
«Малышам» тесно
Обеспечение малого бизнеса офисом, складом или торговым помещением — один из насущных вопросов для столичных предпринимателей. Самыми востребованными на рынке торговыми помещениями формата стрит-ритейл среди «малышей» по-прежнему являются отдельные блоки от 15 кв. м до 50 кв. м со своим входом. Как правило, располагаются они преимущественно в офисных центрах класса B и ниже, на первых этажах домов или в виде отдельных павильонов.
В бизнес-центрах это могут быть, к примеру, инфраструктурные объекты — кофейни, небольшие магазины, химчистки, салоны красоты, бары и прочее, причем сами торговые или бизнес-центры — это наиболее лакомые кусочки. «Такие помещения очень востребованы, так как спрос заведомо обеспечен его сотрудниками», — рассказывает директор департамента коммерческой недвижимости Capital Group Мария Сергиенко. Однако таких помещений на рынке почти нет, а те, что есть, увы, стоят слишком дорого. С павильонами отдельная история: московские власти сейчас с ними не слишком церемонятся, загоняя малых предпринимателей в угол.
В свою очередь, небольшой бизнес к совету профессионалов, к сожалению, не обращается, предпочитая экономить средства. «Как правило, арендодатели небольших помещений редко приходят в агентства недвижимости, поскольку не готовы к расходам на риелторские услуги. Они распространяют информацию по своим знакомым и размещают баннер на фасаде. Поэтому арендатору, который ищет небольшое помещение для открытия бизнеса, часто приходится идти не самым цивилизованным путем — обходить местность. А это, поверьте, не самый эффективный способ», — рассказывает директор по развитию «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость» Елена Мишина.
Первые этажи против ларьков
Несмотря на то что столица планомерно очищается от ларьков и павильонов, в последнее время некоторые застройщики предусматривают при проектировании офисных центров небольшие помещения на первом этаже, чтобы обеспечить необходимый набор инфраструктурных объектов для арендаторов. Пока таких, к сожалению, не так много.
Коммерческие помещения в жилых комплексах также закладываются еще на этапе проектирования. Во-первых, такая категория коммерческой недвижимости пользуется большим спросом у арендаторов, во-вторых, это позволяет создавать необходимую инфраструктуру в самом жилом комплексе. Градация на этапе проектирования очень условная, однако в идеале столь специфичные помещения, как ресторан или фитнес-центр, требуют наличия особых инженерных сетей, что необходимо учесть ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте