Несколько лет назад прогноз о возможной субурбанизации Москвы активно обсуждался в обществе: высокие цены на жилье, питание, транспорт и услуги вкупе с постоянными пробками и отсутствием мест в ресторанах даже в будний день делали жизнь в столице не только дорогой, но и неприятной, в том числе и для вполне обеспеченных горожан. Однако массового бегства за город не состоялось. В чем причина? Жизнь за городом оказалась не слаще? Обменять городское жилье на загородное – сложный процесс? Или просто кризис сбил все планы и миграция москвичей в пригороды еще впереди?
Докризисный рынок недвижимости, в особенности городской, был чем-то похож на больного с температурой: вряд ли можно назвать здоровыми симптомами постоянный рост цен вкупе с постоянно ухудшающимися условиями жизни на фоне тотальной невозможности для сотен тысяч жителей города решить жилищный вопрос хотя бы временно – за счет аренды.
Вспомним: снять «однушку» на окраине в непростой транспортной доступности тогда стоило порядка 30 тыс. руб. – сейчас за те же деньги вполне можно подыскать «двушку», не слишком забираясь за ТТК. Однокомнатная квартира площадью в 30 кв. м в пятиэтажке стоила в 2008-м около $223 тыс., или 5,6 млн руб. Сейчас за 5,7 млн руб. можно купить и «трешку» на вторичном рынке.
Одним словом, экономкласс был доступен тем, кому по статусу положен хотя бы «бизнес-минус». Но жилье «повышенной комфортности» стоило практически как элитное, не являясь по своим характеристикам ничем большим, как усовершенствованным экономом, не всегда удобным для жизни. Тут-то взгляд москвичей и устремился за город, где в силу большего пространства, казалось бы, вот-вот должно было появиться разнообразие вариантов для всех желающих. Здесь можно было найти все: от закрытых элитных поселков Рублевки и Новой Риги до качественного бизнес-класса с хорошей инфраструктурой и подходящим социальным окружением на Киевском, Калужском и Новорижском шоссе, не считая крупных проектов экономкласса.
Но 2008 год подошел к концу, и с ним вместе закончился «толстый» рынок недвижимостивторой половины нулевых. Покупатели замерли, девелоперы подумали-подумали, да и нарезали свои земли по кусочкам и распродали как участки без подряда. Другие застройщики (у кого была такая возможность) развернули свои проекты лицом к народу, разумно решив, что основная целевая аудитория сейчас – те, кто готов выложить небольшие накопления для решения жилищной проблемы малой кровью и малыми средствами.
Тут-то начали появляться и предложения об обмене городского жилья на загородное. «Такие предложения активно появились в конце 2008 года ...
Комментарии
(1)#Последние комментарии на сайте