В окрестностях Петербурга может в скором времени сформироваться новый сегмент рынка коммерческой недвижимости. Речь идет о пляжах на берегах Финского залива. В настоящее время прибрежная полоса принадлежит государству, однако не исключено, что в течение лета в федеральное законодательство могут быть внесены поправки, которые позволят коммерциализировать приморскую недвижимость. Готовят их сразу несколько ведомств — Министерство экономического развития, Менрегион, Минфин, а также Минздрав. Можно только надеяться, что межведомственность ситуации не даст реформе затянуться на длительное время.
Может показаться странным, что такая реформа будет впервые внедрена именно в Ленинградской области, а не в каких-либо южных регионах, например, в Сочи. Не исключено, что для разработчиков реформы земли Ленобласти как стартовый эксперимент более понятны, а ситуация с ними в большей степени контролируема.
Во всем мире пляжи — отдельный сегмент рынка недвижимости, причем очень доходный. В качестве классического примера можно рассматривать южный берег Франции. Побережье там находится в частных руках не целиком. Если посмотреть, к примеру, на Ниццу с высоты птичьего полета, берег покажется полосатым: это чередование экономичных государственных пляжей и пестрящих модными зонтами частных. Государственные пляжи — для бедных, частные — для тех, кто готов платить, причем за все составные части отдыха.
Пляжный бизнес приносит деньги не только от входных билетиков и аренды шезлонгов и прочей прибрежной утвари. Люди покупают прохладительные напитки, сувениры, обедают или пьют пиво в припляжном кафе. Считается, что пляж способен приносить порядка 60-80% ежегодной прибыли на вложенные деньги. При том, что бизнес это сезонный. Правда, посетители на пляже случаются вне сезона. Иногда можно наблюдать очень интересную картину. В феврале на южном берегу Франции температура воздуха — порядка 18 градусов, примерно такова же температура воды. Местные жители полагают, что это зима и кутаются в демисезонные пальто и шарфы. Все они знают, что если в это время они увидят на пляже людей, которые ходят в плавках и купальниках, купаются в море, очень этим довольны и вообще всячески разнообразят житейские радости — это русские. Зарезли в своих Нефтеюгансках, по их меркам здесь не зима, а прекрасный купальный сезон, не холодно, но и не очень жарко.
В России пляжный бизнес как таковой существует, но пока не сформировано пляжей как недвижимости. Более того, как это часто случается в отечественной действительности, пляжные территории, обладающие огромным коммерческим потенциалом, до сих пор даже не подвергались межеванию. Рынок пляжной земли способен возникнуть только тогда, когда чиновники составят кадастр прибрежных территорий и таким образом сформируют предмет торга. Кстати, любопытно: если на пляже (то есть земельной участке) есть кабинки и строения, в которых размещаются кафе и магазины — такой имущественный комплекс можно регистрировать как сложную вещь?
Петербургом решили заняться, как можно понять, на волне сочинского предолимпийского ажиотажа. По крайней мере революционную пляжную идею относительно Ленобласти замглавы Минэкразвития Александра Левицкая высказала именно по результатам прошедшего в Сочи совещания по развитию курортных городов.
Как уже говорилось выше, понятно, почему в первую очередь предметом эксперимента стали берега Финского залива. Здесь гораздо проще, чем в Сочи, где менее управляемая ситуация с землей, сформировать новый сегмент недвижимости. Дело в том, что по дороге придется решать весьма специфические вопросы. Например, 20-метровая прибрежная зона вдоль Финского залива, которую КУГИ до настоящего времени в аренду не сдавало, не имеет однозначного распорядителя. Она относится к землям общего пользования и как имущество не разграничена между регионом и федеральными чиновниками (где еще кроме Питера можно легко найти понимание между разными уровнями бюрократии?).
Другая проблема в том, что пляжей не хватит на всех. Чиновники обоюдно со специалистами рынка недвижимости полагают, что богатые люди, если им будет дана возможность получить пляжи в собственность, закроют их для входа посторонних и развивать прибрежную территорию как бизнес не захотят. Надо полагать, что и решением продажи прав аренды проблема не решается — а законодательство в отношении сервитутов у нас довольно сложное и не вполне однозначное.
Поэтому не исключено, что даже при обдумываемом сейчас варианте сдачи пляжей в аренду на 5-10 лет, берега Финского залива не окажутся местом для избранных. Существует множество инструментов юридически свободного и фактически закрытого режима функционирования пляжа — начиная с ценового регулирования посещения берега моря.
Правда, то, что будущие пользователи приведут прибрежную зону в порядок, сомнений не вызывает. А это необходимо. В средствах массовой информации ранее сообщалось, что, к примеру, по ситуации на прошлый год собственно в Петербурге из 25 пляжей пригодны для купания были только 11. И город справиться с этим собственными средствами не готов.
В то же время выделение прибрежной зоны может в какой-то мере противодействовать стихийной застройке рядом с водоохранной зоной. Иначе говоря, закрытые пляжи появляются и сейчас, но этот процесс можно остановить — путем некоего передела, где правы будут новые владельцы.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте