В земельных отношениях в России уже не будет прежней вольницы. В 2015 году нас ждет совсем другой порядок приобретения участков.
Гражданам дадут возможность по цене многократно ниже рыночной прикупить к своему участку примыкающую муниципальную или государственную землю. Значительно проще и быстрее будет поставить участок на кадастровый учет и зарегистрировать права на него.
Об этом "РГ" рассказал заместитель министра экономического развития РФ Павел Королев.
РГ: Павел Эдурадович, так какие конкретные изменения нас ждут?
Павел Королев: С первого марта будет действовать новый порядок предоставления земельных участков гражданам и юрлицам и передачи государственной земли в муниципальную собственность. В оборот будет вовлечено большое количество новых участков, которые по требованию граждан муниципалитеты будут обязаны выставить на торги. Определить, какие участки могут быть предоставлены, поможет публичная кадастровая карта.
С точки зрения гражданина самое главное - впервые этим законом (от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень случаев, когда орган госвласти или муниципалитет вправе отказать в продаже земли. Как раньше было, да и сейчас еще? Человек приходит в орган местного самоуправления - ему отказывают, он обжалует отказ в суде, снова обращается и получает ответ: да, по этому основанию теперь все в порядке, но вот другая причина для отказа. И выходит замкнутый круг. Теперь это невозможно, есть формализованный перечень оснований для отказа в выставлении участка на торги и детальная процедура проведения этих торгов.
В рамках этого же закона вводится возможность "прирезать" к участку прилегающую государственную или муниципальную землю, если она не может быть никаким другим образом использована. Для многих это означает шанс приобрести за очень небольшие деньги полоски примыкающей земли, которые они уже фактически огородили. А государство получает больше земли, вовлеченной в оборот.
РГ: Но самозахваты сплошь и рядом, а люди и так спят спокойно…
Павел Королев: В том-то и дело, что благодаря принятому закону земельный надзор и контроль кратно усиливаются. Впервые вводится процедура административного обследования в рамках земельного надзора. И она будет проводиться сразу в отношении, например, всего населенного пункта, определенной территории, а не отдельного земельного участка. Даже не обязательно дожидаться чьего-то заявления о факте нарушения.
Раньше, чтобы наказать за самозахват, надо было выйти на место, собрать доказательства, улики, а если это юрлицо - нужно было сначала поставить проверку в план на следующий год. Плюс незначительные штрафы. Фактически земельного надзора как принудительной процедуры не существовало, вот и появлялся самострой на государственной земле. Тем более, что можно захватить территорию, на которой участок не сформирован. Эта земля не является объектом правоотношений, но между тем она захвачена.
Теперь земельному инспектору через процедуру административного обследования гораздо легче выявить самозахваты. Для этого в его распоряжении есть все необходимые сведения из публичной кадастровой карты и Единого госреестра прав на недвижимое имущество, государственного кадастра недвижимости. Замечу, что впервые земельный надзор и его основные положения будут регламентироваться на уровне федерального закона.
РГ: Повод задуматься, забор разобрать или не возводить там, где не надо…
Павел Королев: Совершенно верно.
РГ: Так чего нужно теперь опасаться тем, кто огородил или застроил кусочек "ничейной" земли?
Павел Королев: В первом чтении в Думе прошел законопроект, увеличивающий штрафы за это. Точнее, привязывающий их к кадастровой стоимости земли. Захватил дорогой участок - заплатишь много. Например, за нецелевое использование земельного участка юридическим лицом размер штрафа составит от 1,5 до двух процентов от кадастровой стоимости, но не менее 100 тысяч рублей.
РГ: Один раз заплачу и дальше буду жить спокойно.
Павел Королев: Ничего подобного. Одновременно выдается предписание освободить землю. А если не выполнить предписание - штраф еще и за это, процедура принудительного исполнения предписания и взыскание убытков. Очень накладно.
С другой стороны, в ходе процедуры административного обследования может выясниться, что муниципалитет не оформил надлежащим образом участок, на который у собственника есть документы. Тогда земельный инспектор выдает соответствующее предписание органу местного самоуправления.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте