Прогнозируемый объем нового предложения в России (за исключением Московского региона и Санкт-Петербургской агломерации) в следующем году увеличится в полтора раза до отметки в 315 тыс. кв. м. Крупнейшие объекты, заявленные к вводу, появятся в Барнауле, Ставрополе и Ростове-на-Дону. В целом, 60% открытий придется на крупные города с населением более 500 тыс. человек, 15% на населенные пункты менее 100 тыс. человек, 14% на города с населением 100-300 тыс. человек и 11% на города с населением 300-500 тыс. человек. Параллельно с ростом емкости рынка торговой недвижимости в стране, по прогнозам Nikoliers, вырастет и коэффициент обеспеченности торговыми площадями по сравнению с прошлым годом: с 214 до 220 кв. м на тысячу человек.
Объем ввода торговых площадей в России
*Оценка Nikoliers
Источник: Nikoliers
По итогам 2024 г. объем нового предложения в России (без показателей Московского региона и Санкт-Петербургской агломерации) составил 210 тыс. кв. м, что оказалось выше результата 2022 г. на 44%, но на уровне результата 2023 г. (202 тыс. кв. м). Среди крупнейших открытий можно выделить ТРЦ «Пазл» в Пятигорске (GLA 30 тыс. кв. м), ТРЦ «Любимово Молл» в Краснодаре (GLA 27,8 тыс. кв. м), ТРЦ «Лев» в Пензе (GLA 22,5 тыс. кв. м).
Благодаря росту объемов нового торгового предложения в стране, увеличится и коэффициент обеспеченности торговыми площадями. В 2024 году этот показатель составил с 214 кв. м на тысячу человек. По прогнозам Nikoliers, в 2025 году коэффициент вырастет до 220 кв. м на тысячу человек, то есть положительная динамика составит порядка 2%. Так, в следующем году наибольший прирост этого коэффициента среди городов-миллионников продемонстрируют Екатеринбург (+90 кв. м на 1 000 чел.), Краснодар (+29 кв. м на 1 000 чел.), Ростов-на-Дону (+22 кв. м на 1 000 чел.) и Пермь (+21 кв. м на 1 000 чел.). Тройка наименее обеспеченных торговыми площадями городов-миллионников останется прежней, в сравнении с концом 2023 г. изменится лишь последовательность: Пермь, Омск и Волгоград.
Обеспеченность торговыми площадями в городах-миллионниках, кв. м на 1 000 чел. (без Москвы и Санкт-Петербурга)
Источник: Nikoliers
Основная доля нового предложения в 2025 г. в регионах РФ будет состоять из малоформатных ТЦ, в основном открываться будут «районные» и «окружные» комплексы (GLA до 50 тыс. кв. м). Этот тренд мы наблюдаем с 2022 г., и по прогнозам Nikoliers, он сохранится в текущем году. С 2026 г. в новом предложении появятся ТЦ «регионального» и «суперрегионального» форматов. На классический формат ТЦ в регионах России в 2025 г. будет приходиться 93% нового предложения.
Крупнейшие объекты, заявленные к открытию в регионах РФ, 2025 г.
Город | Название объекта | GBA | GLA |
Барнаул | Шоколад | 63 950 | 35 000 |
Ставрополь | Москва, 2 очередь | 51 000 | 27 000 |
Ростов-на-Дону | Золотой | 51 000 | 25 000 |
Челябинск | Мегапарк | 48 000 | 20 000* |
Краснодар | Мир | 39 000 | 25 560 |
Нижний Тагил | Парк | 37000 | 29 600 |
Махачкала | Первый | 37 000 | 25 000 |
Ростов-на-Дону | М4 Молл | 28 900 | 21 675* |
Кисловодск | Кислород | 24 000 | 21 000* |
Михайловск | Айсберг Молл | 21 500 | 17 000 |
*Оценка Nikoliers
Источник: Nikoliers
Анна Никандрова, партнер Nikoliers: «В прошлом году мы наблюдали рост открытий торговых центров в России – 28 новых объектов против 21 ТЦ годом ранее. В этом году это число может составить 49 объектов. В целом, по итогам 2025 г. объем нового качественного торгового предложения в России может достигнуть 815 тыс. кв. м. Однако рост ключевой ставки в прошлом году до 21% негативно отразится на девелопменте во всех сферах и сегмент торговой недвижимости не исключение, в связи с чем мы прогнозируем снижение активности девелоперов и инвесторов в перспективе нескольких лет. Увеличение объема нового предложения в текущем году произойдет за счет объектов, которые несколько раз переносили сроки открытия с более ранних периодов. Отмечу также, что в последние годы наблюдается повышенный интерес к малоформатным торговым центрам районного формата. Такие торговые центры продемонстрировали большую устойчивость к негативным эффектам кризисных ситуаций по сравнению с другими форматами, что объясняет их популярность».
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте