По оценке Nikoliers, в 2024 году на российский рынок вышло 33 отечественных бренда, в текущем году ожидается уменьшение их количества до 25. Также в прошлом году рынок пополнился порядка 30 новыми иностранными брендами. В текущем году ожидается дебют еще 22 торговых марок, при этом три из них уже открыли свои первые магазины: fashion-бренды Kennel&Schmenger и Gaissina, бренд бытовой техники и электроники De’Longi. Снижение динамики выхода отечественных и иностранных компаний обусловлено низким уровнем вакансии на рынке и дефицитом качественных локаций для развития бизнеса. Эта ситуация сохранится на российском рынке в перспективе трех лет.
По данным Nikoliers, в течение I квартала 2025 г. на рынке уже появилось пять новых отечественных игроков: профиля «одежда и обувь» — это SASHAVERSE и Nice&Easy, «развлечения» — «Амбилэнд», «товары для спорта» — «Плавательный.рф», «товары для детей» — WISTERIA.
Распределение объема российских брендов по профилям в 2024 году
Источник: Nikoliers
Большинство отечественных ритейлеров на текущий момент сосредоточены на качественном развитии бизнеса, поэтому лишь некоторые компании заявили о масштабировании и анонсировали открытие большого количества новых точек на этот год. Например, Melon Fashion Group планирует открыть 47 магазинов в первой половине 2025 года, также компания Face Code выразила намерение запустить более 20 магазинов во флагманских ТЦ в крупных городах России.
Однако рекордно низкий уровень вакансии в торговых центрах сдерживает экспансию ритейлеров, особенно категории fashion. Эта ситуация обусловлена низкой девелоперской активностью: по нашим оценкам, в 2025 г. ввод новых торговых центров не превысит 216 тыс. кв. м, в 2026 г. 292 тыс. кв. м. Стоит отметить, что новое строительство в основном будет представлено малоформатными ТЦ.
Динамика уровня вакантности торговых площадей в торговых центрах Москвы
Источник: Nikoliers
Фактор низкой вакантности не только сдерживает экспансию ритейлеров, но и вынуждает их сосредоточиться на оптимизации работы существующих точек, а также на улучшении клиентского опыта, особенно в условиях растущей конкуренции со стороны онлайн-торговли. Компании нацелены на обновление уже функционирующих точек (проведение реконцепции), открытие флагманских магазинов, тестирование новых форматов, запуск pop-up пространств, синергию разных концептуальных решений: наличие кафе или просто точки point coffee в магазинах одежды.
Среди наиболее ярких примеров можно отметить бутик Choux с бионическими формами на Патриарших прудах. Архитектор Елена Локастова представила проект, преобразовав двухуровневый магазин в многофункциональное пространство с арт-акцентом. Центральным элементом первого этажа стала массивная скульптурная форма, которая не только привлекает внимание, но и несет практическую пользу: внутри нее размещены рейл для одежды и просторный диван.
В LIMÉ Gallery на Кузнецком мосту также появилось полноценное арт-пространство. В честь запуска магазина команда организовала выставку «Система координат», куратором которой выступила галерея SAMPLE, а также выпустила ограниченную серию кимоно с уникальными принтами художника Владимира Чернышева. В московском ТРЦ «Саларис» открылось стильное pop-up-пространство, собравшее такие бренды, как MAAG, Vilet, Poison Drop, Unode50 и Balabala и многие другие.
Компания Askona вышла на новый уровень, представив концепцию обустройства дома на площади 6 336 кв. м в ТРЦ «Авиапарк». В пространстве Askona Home созданы три зоны, воспроизводящие реальные квартиры: 1-комнатная квартира 41 кв. м, 2-комнатная квартира 48 кв. м и евродвушка 61 кв. м. Кроме того, гости могут отдохнуть в уютном кафе от партнера проекта — сети «Дринкит».
Компания Sela также развивает концепцию food-пространства. Во флагманском магазине бренда в московском ТРЦ «Метрополис» открылось кафе формата to go с напитками и едой, получившее название vigge cafe в честь маскота бренда — зеленого монстра Вигге. В том же торговом центре бренд 2MOOD запустил собственное кафе, предлагающее как классические, так и авторские напитки. Посетителей стараются удивить необычными десертами, например, банкой сгущенки, которая напомнит торт «Наполеон», или легкий чизкейк в виде стаканчика мороженого. Ассортимент кафе будет обновляться.
Ирина Царькова, директор департамента торговой недвижимости Nikoliers: «Мы видим, что экспансия российских и иностранных брендов замедляется. Fashion-операторы будут улучшать дизайн точек продаж, а также экспериментировать с кооперацией с брендами других профилей. В 2025 году мы ожидаем, что в новых открытиях бренды категории fashion будут превалировать, также высокую активность ожидаем со стороны категорий «товаров для спорта» и «общественного питания».
Мы также отмечаем, что неэффективные площади высвобождаются, что может привести к незначительной корректировке уровня вакансии в ТЦ. Тем не менее, почти все площадки, которые привлекательны для fashion-операторов заняты, из-за чего вакантность находится на рекордно минимальном уровне. Данный тренд сохранится в перспективе трех лет, так как за это время произойдет ввод лишь нескольких крупных объектов, которые подходят для открытия fashion арендаторов».
Комментарии
(1)#Последние комментарии на сайте