По данным аналитиков группы «Самолет», в 2021 году в Московском регионе девелоперы вывели рекордный с 2014 года объем нового предложения – 10,8 млн кв.м. (рекорд 2014 года – 11,5 млн кв.м.). Прирост предложения зафиксирован во всех частях региона, однако основной объем приходится на проекты в старых границах Москвы.
Рекордным оказался также и объем продаж за 2021 год – он превысил все предыдущие годы за последние 10 лет, в основном за счет проектов в старых границах Москвы, а также равномерного объема реализации в течение всего года (2 - 2,3 млн кв. м в квартал). Было реализовано более 8,5 млн. кв. м. жилой недвижимости.
Ипотека по-прежнему остается драйвером рынка новостроек. После корректировки условий льготного субсидирования, текущий объем продаж поддерживается благодаря субсидированным ипотечным программам, активно запускаемым застройщиками совместно с банками. Как следствие, доля ипотечных сделок в 2021 году составила 65%.
В перспективе ожидается коррекция до 60% на фоне роста ключевой ставки и как следствие роста ипотечной ставки. Объем сделок с использованием собственных программ составил 80% от всех сделок с привлечением ипотечного кредита по группе «Самолет». Развитие таких решений в компании видят одним из основных драйверов спроса и в 2022 году.
Стартовые цены новых корпусов в регионе значительно выросли в рамках года (+29%). Проекты в ближайшем Подмосковье перешли стартовую отметку в 125 тыс. руб/ кв.м. Бизнес- класс в Москве прошел несколько «стартовых вех», к концу года новые проекты стартовали от 300 тыс. руб/ кв.м.
Наибольшее влияние на изменение цены оказывала ипотека, особенно ожидание отмены субсидированной программы. Поэтому летом наблюдался ажиотажный спрос, который не мог не повлиять на рост цен. Цены в настоящее время стабилизировались, но ожидать их снижения не приходится, учитывая уровень инфляции. Поскольку ключевая ставка одинакова для всех регионов, то и существенных различий в динамике цен в Москве, Новой Москве и Подмосковье нет.
С каждым годом уменьшается средняя площадь предложения в новых проектах: за МКАД и в массовом сегменте Москвы стремится к 45 кв. м, а в бизнес классе Москвы к 55-60 кв. м., что, в первую очередь, является ответом на запрос покупателя.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте