Кризис – это, помимо прочего, сокращение числа платежеспособных клиентов. За них обостряется конкуренция, и логичный ход в этой борьбе – снизить цены. Оглянувшись вокруг, мы видим, что почти все так и поступают. Магазины объявляют различные «сейлы». Мастера культуры и работники шоу-бизнеса снижают гонорары. На любезном нашему сердцу рынке недвижимости вполне сообразно времени ведут себя продавцы новостроек. И только риэлторы-вторичники, шумные и неорганизованные, как дети лейтенанта Шмидта до подписания Сухаревской конвенции, пока не могут определиться в этом вопросе. Это и заставило корреспондента Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.Ru заняться вопросом о цене услуг специалистов вторичного рынка.
От «торга» к процентам
На заре нашего рынка, году эдак в 90-м, никакого «общепринятого размера комиссии» не существовало. Риэлторы говорят, что величина их вознаграждения «определялась торгом» – в переводе на общечеловеческий язык это означает, что с клиента пытались состричь столько, сколько смогут. В ту пору очень распространены были договоренности «в натуральном виде»: твою, клиент, квартиру мы меняем на вот такую, а что и за сколько мы продали и купили – не твое дело. Кстати, именно в те времена появились рассказы в стиле «Тысячи и одной ночи» о неимоверных доходах риэлторов. Например, о том, что при разъезде коммунальной квартиры на Арбате на три «однушки» на окраине агент сам зарабатывал себе на целую квартиру.
Годы шли, и доходы тружеников вторичного рынка постоянно снижались. Причин этому процессу отыскать удалось две. Во-первых, постоянно росло число агентств недвижимости, усиливалась конкуренция между ними. А во-вторых, население тоже становилось грамотнее. Сегодня (во всяком случае, в Москве) даже самые дремучие бабушки знают, сколько в среднем стоит 1 кв. м жилья. Получить в таких условиях «комиссионные» в размере трети стоимости квартиры не выйдет.
…Так или иначе, по состоянию на сегодня – с этим согласились все опрошенные нами эксперты – размер комиссионных от сделки на вторичном рынке составляет 4-5%. «Этот уровень, - говорит Илья Шкоп, директор агентства «Собственник», - выглядит вполне нормально на фоне международного опыта. В США в разных штатах риэлторы берут за свои услуги 5-6%, в Европе – от 4 до 8%».
Из чего складывается комиссия
Себестоимость собственной услуги – предмет, который риэлторы раскрывают не очень охотно. «Правдивую смету расходов, думаю, ни одна из солидных компаний раскрывать не станет – это ведь коммерческая тайна и ключ успешной деятельности», - откровенен Андрей Банников, исполнительный директор агентства недвижимости «Азбука Жилья ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте