За последние десять лет в России утрачено более 2,5 тыс. памятников истории и культуры. Практически все музеи-усадьбы подверглись нападению рейдеров, ополовинивших, а то и вовсе обрезавших их территорию по самые пороги. Особенно пострадали заповедные места Подмосковья, сплошь и рядом превратившиеся в коттеджные анклавы. Специальный корреспондент "Известий" разбиралась, почему народное достояние все чаще достается захватчикам.
Однажды директор музея-усадьбы "Мураново" Владимир Пацюков случайно открыл рекламную газету и наткнулся на объявление о продаже участка площадью 14 гектаров в Пушкинском районе: "рядом со старинной усадьбой, живописное место, окружено лесом, на берегу озера, коммуникации, собственник, недорого". К его удивлению, продавались исторические владения музея, еще тридцать лет назад признанные памятником федерального значения.
Когда-то владельцем Муранова был суворовский генерал Энгельгардт, одна из дочерей которого вышла замуж за Баратынского. Здесь часто гостил Тютчев, бывали Пушкин, Гоголь, Аксаковы. В "доме поэтов" хранятся личные вещи, мебель, книги и письма людей, увековечивших эти места. Теперь к славе великих присоседилась коммерческая фирма.
Мурановские холмы отошли ей в собственность после банкротства совхоза "Майский" - прежнего пользователя земель в охранной зоне. Тогда кредиторы разобрали за долги совхозное имущество, земли были переданы в уставный капитал ООО "Агростроймеханизация". Затем они достались ООО "Агропромсбыт", одной из "дочек" которого и была та самая фирма, пустившая на продажу 14 гектаров Мурановских холмов.
Музейщики забили тревогу. Большинство инстанций, как водится, даже не ответили. Разве что Пушкинская городская прокуратура провела проверку, результатом которой стала "подготовка заявления в арбитражный суд в интересах музея-усадьбы "Мураново" и установления сервитута (ограниченное право пользоваться чужой недвижимостью. - "Известия") на земельный участок, расположенный в ландшафтной зоне музея".
Бывалые люди знают, что перевод стрелок в арбитраж вовсе не означает восстановления справедливости и возвращения музейных земель государству. Дела могут тянуться годами. За это время на спорных участках вырастают элитные поселки, открываются гольф-клубы или еще что-нибудь, столь же значимое для духовного здоровья народа. Постройки по нескольку раз меняют хозяев, тяжбу с каждым из них надо вновь разрешать в арбитражных судах, и далеко не факт, что в конце концов музей отобьет хотя бы часть утраченной территории.
Директор "Мураново" стал искать поддержки в Министерстве культуры РФ. Полученный ответ сразил музейщиков наповал - чиновники были "готовы контролировать уровень застройки Мурановских холмов".
Новые методы отъема земли
История с Мурановскими холмами насчитывает уже несколько лет. С тех пор приемы по захвату музейных территорий значительно усовершенствовались. Теперь редко кто забирает под себя сразу десятки гектаров и распродает их через газету оптом и в розницу. Сейчас всё делается в кабинетной тиши - под заказ конкретных лиц, облюбовавших в заповеднике тот или иной участок.
Неразбериха с землями, вроде бы и отнесенными к памятникам федерального значения, но оставшимися на балансе муниципалитетов, оставляет множество лазеек для "распила". По закону глава поселковой администрации не может выделить "дачникам" и клочка государственной земли. Но рыночная цена сотки в подмосковных заповедниках $40 000-50 000, а откат, по свидетельству риэлторов, составляет 30% стоимости участка. Это обстоятельство делает муниципальных начальников весьма сговорчивыми. И пусть, чтобы узаконить сделку ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте