В Мосгордуме прошел круглый стол по проблеме обманутых дольщиков. Помимо думцев, на встрече присутствовали представители исполнительной власти города, правоохранительной системы, сами пострадавшие. Какова ситуация с гражданами, которые вложили средства в будущее жилье, но так и не получили его? Что необходимо сделать, чтобы навсегда исключить подобную практику? Обо всем этом и шла речь на встрече.
Вложились в мечту
Сегодня в Москве насчитывается 6,5 тыс. обманутых дольщиков. Появившийся не так давно, этот термин пишется уже без кавычек – настолько прочно он вошел в наш лексикон.
А еще в столице насчитывается 39 замороженных, недостроенных домов, брошенных инвесторами – вместе с людьми, которые вложили в строительство деньги. Люди, многие из которых продали старую жилплощадь, надеясь на лучшее, теперь живут у родственников, снимают квартиры и ждут, ждут, ждут...
Строительство с участием соинвесторов, т. е. самих граждан, возникло еще в 1990-е. В апреле 2005-го вступил в силу Федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости...», который ввел подобную практику в правовое поле. Однако, закон был принят не от хорошей жизни. И в то время, и 1990-е банки еще не обладали необходимым запасом денежных средств, не могли позволить себе выделять кредиты на длительные сроки. Да и недоверие к заемщикам было велико: ведь большими активами те похвастаться не могли.
Трудная ситуация. Нет денег – не выделят землю на строительство, не дадут разрешительную документацию. Единственным путем спасения жилищного строительного бизнеса и стало тогда привлечение денег граждан. Желающих помочь застройщикам было немало, ведь жилье – главное и самое важное приобретение в жизни. Никто, понятно, не задумывался, что, по сути, они вкладываются в мечту. Что им предлагают шкуру не убитого медведя.
Последствия не заставили себя долго ждать. Весьма распространенным способом обмана доверчивых частных соинвесторов стал, к примеру, такой: строили, строили, а потом, не достроив, перепродали объект другой фирме. Та – третьей, третья – четвертой... И спрашивать было не с кого – сделки-то по передаче недостроенных домов были легальные. МВД отказывало в возбуждении дел. Расхожая формулировка: «Виновник не установлен».
Если же все-таки его удавалось установить, то крупные чины уходили от ответственности. Приводился пример: дали десять лет экономисту, молодой женщине, которая вообще не ведала о сделках. Руководители же стройкомпании в это время отдыхали на далеких южных островах.
Справедливости ради заметим: не все надо списывать на доверчивость и неопытность граждан. Для наиболее продвинутых покупателей инвестирование в жилую застройку было хорошим способом вложения денег. К моменту завершения строительства цены на квартиры поднимались в несколько раз, выигрыш налицо. Но, не ведая того, дольщики, становились теми же предпринимателями – со всеми сопутствующими бизнесу рисками. Вот и получили свое...
Серые начинают и выигрывают
Сам круглый стол проходил бурно. И это понятно: из трех отведенных часов почти два отдали обманутым дольщикам.
О чем говорилось? Власти, как законодательная, так и исполнительная, слишком мало сделали, чтобы защитить интересы граждан. Это и в самом деле так. Но была еще одна особенность встречи – ее конструктивный характер. Люди анализировали ситуацию, предлагали выход – и не ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте