Именно инфраструктурная составляющая и делает обычную жилую застройку комплексной. По сути, проектом КОТ может называться полноценный жилой квартал, в котором в равной степени уделено внимание развлекательной, торговой, социально-бытовой и образовательной инфраструктуре. В отличие от западного подхода к комплексному освоению, в России основной доминантой для таких проектов стало жилье. Каждый застройщик был заинтересован прежде всего в строительстве большого количества квадратных метров на продажу, и сокращать будущие прибыли ради дорогой инфраструктуры с сомнительной окупаемостью соглашался неохотно. Затем растущая конкуренция вынудила девелоперов внимательнее подходить к планировке жилых мега-проектов.
Теперь строительство инфраструктуры работало на повышение привлекательности продаваемых метров. Однако вопросы окупаемости построенных объектов инфраструктуры остались актуальными. Кроме того, между необходимым для повышения количества продаж и достаточным для обеспечения всех потребностей покупателей жилья набором инфраструктурных объектов - тонкая грань.
«Чаще всего в Новой Москве и Московской области проекты комплексного освоения территорий запускаются «в поле», где не существует ни транспортной, ни инженерной, ни социальной инфраструктуры. Всё это создавать «с нуля», - объясняет Валентин Чернобаев, директор по развитию компании «ЛСР. Недвижимость - Москва». - Зачастую, приходится осуществлять многокилометровую прокладку инженерных сетей от питающих центов до границ земельного участка КОТ. Для обеспечения будущей жильцов всем необходимым для жизни, девелоперы создают всю социально-бытовую инфраструктуру. Количество и вместимость объектов соцкультбыта рассчитывается исходя из нормативов. К сожалению, часто застройщикам приходится финансировать весь комплекс инженерной и социально-бытовой инфраструктуры КОТ, что повышает стоимость кв. м. В связи с этим, успешная реализация проектов КОТ напрямую зависит от финансовой стабильности и большого опыта компании-застройщика».
Согласен с этим и Дмитрий Котровский, партнер девелоперской компании «Химки Групп». По словам эксперта, при строительстве проектов КОТ застройщики сталкиваются с массой проблем, среди которых основные - это отсутствие участков с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой. «Кроме того, застройщик при передаче объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в муниципальную собственность в некоторых случаях не может учесть расходы на строительство этих объектов для целей налогообложения прибыли и должен уплатить НДС в бюджет», - добавляет эксперт.
«В Москве понятно, что архитекторы будут работать в условиях браун-филда (необходимость рекультивации). Все, что есть сегодня в руках «старой» Москвы - реновация и редевелопмент. В принципе так развиваются все мегаполисы, тот же Лондон, - объясняет Сергей Лобжанидзе, руководитель Департамента консалтинга и аналитики компании «БЕСТ-Новострой». Большие возможности у участков в промзонах «Серп и Молот», Фили (Большое Сити), ЗиЛ, набережных. В Московской области ситуация другая. Там много земли, но чаще всего она сельхозназначения и без подведенных коммуникаций. «Новые Ватутинки» (свыше 1 млн кв. метров жилья) - реальный пример, где коммуникации были подведены за счет девелопера из Москвы, компания сама делала распределительный узел рядом с «Южным кварталом», и далее тянула все коммуникации к «Центральному» - это пример, когда девелопер понимает значимость коммуникаций на самом раннем этапе развития КОТа.
В плане обеспечения коммерческой и социальной инфраструктурой большинство экспертов отметили такие проекты, как будущий район на территории завода ЗиЛ. Здесь помимо жилой застройки появятся бизнес-центры, в которых смогут работать жители микрорайона, 3 школы, 12 детских садов, парк площадью 19 га, концертный зал на 3000 человек, музей. Данный район расположен близко к центру, и его транспортная доступность будет обеспечена за счёт строительства транспортно-пересадочного узла (ТПУ), который свяжет метро и Московскую кольцевую железную дорогу (МКЖД), двух станций метро, расширением дорожной сети. Из приведённых проектов комплексного освоения территорий в старой Москве завод «Серп и Молот и промзона» Грайвороново имеют схожие транспортные характеристики. В перспективе хорошей транспортной доступностью будет обладать жилой комплекс в Некрасовке, поскольку в ближайшие годы здесь откроется метро.
Объекты социально-бытовой инфраструктуры в проектах КОТ строятся, прежде всего, по нормативам. В каждом регионе они свои. Так, в Московской области на каждую тысячу жителей должно ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте