Покупатели недвижимости в элитных жилых комплексах могут пострадать не меньше, чем те, кто позволит себе лишь жильё экономкласса. А учитывая высокую стоимость квартир сегмента «премиум», цена каждого подобного «сюрприза» может быть очень велика. Палитра неприятностей разнообразна и не ограничивается кривыми стенами, которые вряд ли будут неожиданностью для покупателя. Да и, честно говоря, исправить кривизну не так уж сложно – вопрос лишь в толщине слоя штукатурки. Мы выделили три основные проблемы, подстерегающие новосёла, а заодно попытались ответить на вопрос, можно ли застраховаться от их появления и что делать, в случае если страховка не сработала.
Проблема первая: отложенное новоселье.
Первая неприятность, с которой сталкиваются покупатели жилья в новостройках, в том числе и премиальных проектов, довольно тривиальна – задержка сдачи дома в эксплуатацию. Например, квартиры в элитном жилом комплексе «Афанасьевский», по словам директора департамента розничных продаж группы ПСН Екатерины Тейн, начали продаваться еще в 2004 году, но вскоре проект был заморожен и строительство возобновилось лишь через несколько лет.
В неприятную ситуацию попали и дольщики проекта Sky House. В кризис девелопер этого комплекса компания MCG обанкротилась, а строительство было заморожено. И только в начале года появилась информация, что реализацией проекта займётся новый застройщик – «Москапстрой».
Что делать? По словам руководителя аналитического центра ОАО «ОПИН» Дениса Бобкова, сегодня 214-ФЗ является основным документом, регулирующим заключение сделок на первичном рынке, причем как с жильём, так и с апартаментами. Согласно ему продавать нежилые помещения по договору долевого участия можно, но в отличие от жилья необязательно. Поэтому в более выигрышном положении находятся те покупатели, кто выбрал комплекс, продающийся по 214-ФЗ.
В соответствии с этим законом если квартира полностью оплачена, а застройщик затянул строительство, например, на год, то покупатель может рассчитывать на взыскание процентов на внесённую застройщику сумму в размере 2/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день возврата денежных средств (на текущий момент ставка составляет 8,25%). Проценты при этом начисляются со дня внесения денежных средств в счёт цены договора до дня их возврата покупателю.
Так, например, при стоимости квартиры 20 млн рублей покупатель может истребовать с застройщика за один год просрочки 20 млн х 8,25% x 2/300 х 365 дней = 4,015 млн рублей. Впрочем, так оптимистично всё выглядит только в теории. На практике же, добавляет эксперт, суд редко обязывает застройщика выплачивать сумму процентов в полном объёме, поскольку считает её необоснованно завышенной. Реально же покупатель может рассчитывать лишь примерно на половину.
Проблема вторая: придётся доплатить.
Следующий момент связан с доплатой за дополнительные метры. При приобретении квартиры в новостройке подписывается договор, в котором обычно есть пункт, что если фактическая площадь жилья по окончании строительства будет больше проектной, покупателю придётся доплатить за лишние метры. А если меньше – соответственно, застройщик возвращает ему переплату. Насколько велико может быть отклонение в этих в документах, не указывается, но, как правило, оно составляет 2–3 кв. метра. И если говорить об элитном сегменте Москвы, то в таком случае покупателю приходится доплачивать около 50–70 тыс. долларов.
Однако, как замечают риэлторы, нередки случаи, когда фактическая площадь после обмера квартиры сотрудниками БТИ превышает проектную на 10 – 15 кв. метров. Так, по словам риэлтора, пожелавшего остаться неназванным, в одной из квартир проекта «Итальянский квартал» разница между проектной и фактической площадью составила 12 кв. метров. И в этом случае доплата уже доходит до 150–200 тыс. долларов, что весьма существенно для любого бюджета. Конечно, дорогое жильё покупают далеко не бедные люди, однако стоит учесть, что им ещё предстоит затратная стадия ремонта.
Что делать? Самое неприятное, что де-юре правда на стороне застройщика: ведь пункт о доплате есть, а её размер в договоре не прописан. Директор департамента элитных новостроек компании «Усадьба» Наталья Немчанинова замечает, что договориться всё-таки можно, и о таких прецедентах известно. В любом проекте можно найти упущения, которые прописаны в инвестиционном договоре. Это может быть и задержка сроков строительства, и его качество, и неготовность входных групп.
Когда недочёты в работе застройщика найдены, покупатель получает возможность с ним поторговаться – мол, мы закрываем глаза на эти недочёты, а вы уменьшаете нам размер доплаты. Как правило, замечает эксперт, застройщики идут на мировую ещё в досудебной стадии, но чтобы найти эти недочёты, нужен хороший юрист.
«Когда выяснилось, что нам придётся доплатить около 60 тыс. долларов, это стало неприятным сюрпризом, – рассказала «МИР&DOM» Елена Викулова, купившая три года назад квартиру в одном из жилых комплексов в центре столицы. – Мы решили побороться за эти деньги, наняли юриста, сделали экспертизу. Несмотря на то что дом у нас очень хороший, выяснилось, что некоторые нарушения застройщик всё же допустил. В итоге сэкономили почти 30 тыс. долларов, более того, все выявленные недостатки были устранены, что избавило нас от гораздо больших проблем в перспективе».
Проблема третья: отсутствие инфраструктуры.
Ещё одна проблема связана с отсутствием обещанной девелопером инфраструктуры. Так, например, застройщик «Юниформстрой» при реализации квартир в ЖК Green Hills обещал будущим жильцам, что в составе будет и вся необходимая инфраструктура: фитнес-центр с бассейном, кафе, магазин и т.д. Жилой комплекс был построен в 2005 году, однако за это время, по словам Натальи Немчаниновой, там открылся только детский клуб, а об остальных объектах застройщик благополучно забыл. Это причиняет жильцам серьёзные неудобства, ведь Green Hills расположен в своеобразном анклаве Андреевской набережной, довольно далеко от городской инфраструктуры. В непосредственной близости от комплекса только Андреевский мужской монастырь да здание президиума РАН, с двух остальных сторон объекты инфраструктуры отсекают Москва-река и ТТК.
Как заметил коммерческий директор компании Capital Group Алексей Белоусов, далеко не всегда стопроцентная реализация заявленной инфраструктуры комплекса зависит исключительно от девелопера. Часто у застройщиков есть с операторами услуг предварительные договорённости, которые, однако, не всегда существуют без финансовых обязательств. Так, операторы принимают участие в проектах только в качестве консультантов, тогда как от начала разработки концепта до ввода проекта в эксплуатацию и заселения проходит порядка пяти лет. «А за этот срок у оператора такого узкого и специфичного рынка, как фитнес-услуги, могут измениться планы, – подытожил Алексей Белоусов, – например, в связи с открытием рядом клуба конкурирующей сети». Поэтому в данном случае стоит рассчитывать лишь на порядочность застройщика, заранее понимая, что свои обязательства он может и не выполнить. Ну а если наличие фитнес-клуба в собственном доме для кого-то принципиально, имеет смысл подыскать проект на более поздней стадии реализации – тогда неожиданностей будет меньше.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте