Торговые центры, построенные в начале «нулевых» годов, все больше проигрывают в конкуренции «новоиспеченным», современным объектам. По некоторым оценкам, в Петербурге сегодня около 1 млн кв. м торговых площадей нуждаются в реконцепции.
По данным Colliers International, к концу 2013 года объем площадей крупных торговых центров в Петербурге составлял около 3,4 млн кв. м. Получается, что чуть менее трети объектов сегодня требуют как минимум реброкериджа (изменения пула арендаторов включая якорных), как максимум – перепланировки, реконструкции или даже сноса под новое строительство. И то и другое – составляющие реконцепции.
Старость и радость
Новые объекты привлекают арендаторов современным дизайном, большими площадями, выгодным местоположением и множеством других факторов. В такой ситуации объекты, построенные с десяток лет назад, теряют значительное число посетителей, падает интерес арендаторов, собственникам приходится снижать ставки, следовательно, терять прибыль. Иногда в неуспешных торгово-развлекательных комплексах скидки на аренду достигают 50% и более. Но бесконечно держаться на плаву за счет дисконтов невозможно. Иначе получится, как в известном анекдоте про бизнесмена, который продает рубли по пятьдесят копеек. Его спрашивают: какова прибыль? Отвечает: прибыль пока не считал, но оборот колоссальный.
Тем временем управляющие компании в более современных торговых центрах, за исключением не слишком удачно расположенных (в Петербурге есть и такие примеры), ведут так называемые листы ожидания – арендаторы выстраиваются в очередь, несмотря на высокую стоимость квадратного метра. Такие ТРК и ТЦ будут долго оставаться высокоприбыльными. Хотя и им через пять – максимум через десять лет тоже придется задуматься о реконцепции.
В строительной отрасли существует понятие «жизненный цикл объекта», означающее срок, после которого конструкции здания устаревают и нуждаются в ремонте или замене. Здание может существовать век и более. Яркие примеры такого долгожительства – ТЦ «Большой Гостиный Двор» и ДЛТ.
Однако, говоря об объектах коммерческой недвижимости, и прежде всего – крупных торговых центрах, следует применять также другое понятие – «цикл доходности объекта». Оно означает срок, по истечении которого здание, а точнее – его концепция, начинает морально устаревать. Считается, что на рынке торговой недвижимости такой цикл составляет 5-7 лет, в зависимости от текущей экономической ситуации и от дальновидности авторов проекта.
Названные исторические объекты, несмотря на сверхвыигрышное месторасположение, в качестве торговых центров не выжили бы без реконцепции. Гостиный Двор не раз перекраивал схему размещения арендаторов, хотя и не всегда успешно. Это здание остается более-менее доходным в силу его исторической и культурной ценности: сюда приходит едва ли не каждый турист, впервые посетивший Петербург.
А вот в ДЛТ не так давно была проведена самая серьезная реконцепция. По сути, из универмага советского образца ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте