Городские власти стремятся поддержать потребителя в его естественном желании сделать свою жизнь комфортнее. В 2008 году в Москве открылось несколько крупных торговых центров, множество магазинов шаговой доступности. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, планируется, что в столице в 2009 году будет введено более 2,3 тысячи предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе около 400 предприятий торговли, 230 общественного питания и более 1700 бытового обслуживания. Чиновники планируют обеспечить среднегодовой рост розничного товарооборота на уровне не менее 7 процентов.
Рост или упадок?
Но есть объективные экономические причины для уменьшения количества торговых точек различного профиля - кризис похозяйничал и в «торговых рядах». По словам руководителя проектов консалтинговая компании «Арт Пропертиз» Ольги Антоновой, в сложившихся условиях многие компании испытывают сложности и вынуждены принимать решения, корректирующие стратегию развития, которая была сформирована ранее. Причем в большей степени кризис коснулся арендаторов торговых площадей, регулярно выплачивающих довольно высокую арендную плату, нежели владельцев магазинов, которым не приходится нести расходы такого рода.
Исключением, по мнению консультанта компании «Магазин магазинов» Андрея Селиванова, являются случаи, когда у компании-собственника есть огромные долги по кредитам или другие «неприятности». Что касается «добросовестных» хозяев ТЦ, то, по мнению генерального директора компании «Smart property» Константина Королева, кризис может затронуть их со значительным отставанием от остального рынка: проблемы у разных арендаторов в комплексе не начнутся одновременно, и собственники сейчас имеют больше времени для подготовки антикризисных мер, чем ритейлеры (компании, торгующие в розницу).
Между тем в настоящее время наблюдается тенденция, когда собственники избавляются от непрофильных помещений. В частности, торговая сеть «Копейка» недавно заявила о продаже части собственных площадей. В более тяжелом положении оказались арендаторы. Поэтому, чтобы спасти бизнес, они отказываются от магазинов, которые не приносят ожидаемой прибыли. Так, «Красный Куб» в 2009 году готов закрыть до трети таких точек. Часть своих магазинов сворачивает «Терволина», закрывается «Банана-мама», сокращает количество точек «Кофе Хаус», на днях закрывает свой последний магазин «Арбат престиж», «Первая помощь» также избавилась от 28 аптек. В непростой ситуации находятся некоторые турагентства, например, «Куда.ру» сворачивает свою деятельность.
Помимо всего прочего, отмечает директор департамента управления активами «МИЭЛЬ - Коммерческая недвижимость» Сергей Лобанов, в связи с сокращением темпов роста розничного товарооборота пострадали и продуктовые операторы, причем как «хозяева» торговых площадей, так и арендаторы. В частности, это касается игроков Московской области и регионов, где трудности на финансовом рынке повлекли сокращение имеющихся планов собственного развития, а в некоторых случаях и вовсе уход с рынка. Так, по информации К.Королева, закрылось примерно 60% магазинов сети «Гроссмарт». Проблемы с долгами и у сети гипермаркетов «Алпи» (на днях Сбербанк получил в собственность находившиеся в залоге 250 тыс. кв. метров площадей, принадлежавших этой компании).
«Дна» пока не видно
Однако в отличие от регионов у московских продуктовых операторов дела обстоят не так плохо. Спрос на продукты питания остался на прежнем уровне, и торговля идет: в удачных торговых точках практически ничего не изменилось. Что касается профиля работы наиболее «пострадавших» операторов торговли, то это магазины подарков. Наблюдается также существенное снижение спроса на «предметы роскоши» - дорогую мебель, аксессуары, ювелирные изделия. А вообще кризис отразился на всех типах компаний. Причем «дна» еще не видно. По информации некоторых управляющих компаний, арендаторы разрывают подписанные предварительные договоры ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте