Москва готовится ввести в строй рекордный объем торговых площадей. Но привычной конкуренции за них не ожидается: действующие игроки рынка отмечают падение спроса, а новые появляться не спешат.
"Вегас Крокус Сити", GoodZone, "Весна", "Реутов Парк", "Водный", "Москворечье", "Отрада", МЦ и "Алфавит" — с начала года в Москве появилось девять новых торговых центров. У всех трудности с привлечением арендаторов. Однако до конца года откроется еще несколько крупных торговых центров. "Если все анонсированные проекты будут реализованы в срок, объем ввода новых площадей по итогам года превысит 750 тыс. кв. м, что станет рекордным показателем за всю историю рынка",— рассказывает Татьяна Ключинская, начальник департамента торговых площадей консалтинговой компании Jones Lang LaSalle. Даже поставив этот рекорд, Москва будет уступать по степени насыщенности торговыми площадями крупнейшим городам Европы, включая Санкт-Петербург, но время для запуска новых торговых центров сейчас, мягко говоря, не самое удачное.
Нестабильная экономическая ситуация, резкое изменение курса валют и падение товарооборота (по некоторым данным, на 35-40%) привели к тому, что практически все арендаторы решили приостановить развитие. Главная задача для большинства — сохранить объемы бизнеса, а не нарастить его.
"За успешные проекты, такие как "Метрополис", "Европейский", по-прежнему идет борьба между арендаторами, ставки не падают,— рассказывает Алексей Филимонов, генеральный директор агентства недвижимости Astera (российский партнер BNP Paribas Real Estate).— Но в большинстве других центров арендаторы правят бал. Товарооборот упал и в рублях, и тем более в долларах, и арендаторы хотят разделить часть убытков с девелоперами, поэтому требуют снижения арендных ставок". И это им, по словам экспертов, удается. Управляющие компании, выбирая между необходимостью делать скидки или перспективой терять клиентов, часто пересматривают условия уже заключенных контрактов. "Вводятся или продлеваются арендные каникулы, снижаются арендные ставки — ненамного, но так, чтобы выиграть конкуренцию у других торговых центров. Но ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте