Региональные девелоперы коммерческой недвижимости развивают местечковую экспансию.
Вслед за крупными федеральными девелоперами экспансией занимаются и небольшие региональные компании, которые осваивают соседние области и республики.
В прошлом году вологодская торговая сеть «Макси» начала экспансию в соседние регионы, открыв в Сыктывкаре первый в городе крупный торгово-развлекательный центр площадью 44 тыс. кв. м. Как сообщил «Известиям» коммерческий директор компании Эдуард Тишко, в 2012 году компания намерена завершить строительство аналогичных объектов в Петрозаводске (59 тыс. кв. м) и Череповце (34 тыс. кв. м), а к 2013 году выйти на рынок Тулы с ТРЦ площадью 104 тыс. кв. м.
«Пока мы планируем строить по одному торговому центру в городе. Городу с населением 100–200 тыс. вполне достаточно одного подобного торгового объекта», — указал он.
Первые форматные торговые центры с фудкортом, супермаркетом и кинотеатром появляются все в большем количестве небольших городов. Девелоперами таких объектов выступают, как правило, местные операторы. Изначально по принципу «от малого к крупному» развивались такие крупные игроки рынка, как группа «Ташир», Renaissance Development, краснодарская сеть «Магнит», калининградская «Виктория» и корпорация ГРИНН. Крупные столичные девелоперы коммерческой недвижимости пока не готовы осваивать города-стотысячники.
«Местным девелоперам легче войти в этот бизнес, потому что они понимают плюсы и минусы региона, знают аудиторию, покупательскую способность населения. Столичным игрокам придется создавать все звенья инфраструктуры, чтобы развиваться в чужом городе. Кроме того, мелкие города им не интересны из-за маленькой аудитории», — говорит Дмитрий Воробьев, директор по работе с ключевыми клиентами департамента торговой недвижимости Knight Frank.
Крупные ритейлеры одежды, обуви, а также продуктовые сети готовы входить в небольшие города, однако только по франшизе. Так, к примеру, в ближайшие годы тульский сетевой ритейлер бытовой техники «Технопарк» совместно с держателем франшизы продуктовых магазинов «Спар» планируют построить в соседнем Новомосковске первый в городе форматный торговый центр. «Оба участника проекта ведут бизнес в Туле и понимают покупательскую способность региона», — комментирует Воробьев.
По словам Алексея Могилы, директора департамента торговой недвижимости компании Penny Lane Realty, ритейлерам и девелоперам коммерческой недвижимости интересны города с градообразующими предприятиями на севере России (Сургут, Ханты-Мансийск, Тюмень), в Краснодарском крае, а также развитые города Московской области (Жуковский, Мытищи, Подольск).
«Ритейлеры приходят туда, где есть деньги, в том числе и в небольшие города (например большим спросом пользуется коммерческая недвижимость Сургута). Во многом решение о том, входить в регион или нет, принимается исходя из условий логистики. Россия — большая по площади страна, поэтому в удаленном от распределительного центра городе очень сложно обеспечить быструю и качественную доставку товаров», — отметил он.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте