Спустя три квартала непрерывного увеличения вакантности ее рост практически остановился, как и падение средних арендных ставок. Рынок достиг определенного баланса, который, впрочем, может измениться после ввода запланированных на этот год торговых центров.
Спрос и цены
По итогам I квартала 2021 года, средний уровень вакантности торговых центров столичного региона составил 10,5%, увеличившись всего на 0,1 п.п. по сравнению с предыдущим кварталом. Рост, который весь последний год составлял по 1 п.п. ежеквартально, практически остановился на фоне полного отсутствия ввода новых площадей.
Также почти не изменились средние запрашиваемые ставки аренды - за квартал их падение не превысило 0,5%. При этом если для операторов торговой галереи ставка снизилась на 0,4% до 33,8 тыс. руб./кв. м/год, то для якорных арендаторов даже выросла - на 0,1% до 13,1 тыс. руб./кв. м/год.
Среди новых открытий, произошедших в I квартале 2021 г., можно перечислить первый в России магазин Ecco Kids в ТЦ «Ривьера», магазин итальянского бренда женского белья Shikkosa (в помещении стрит-ритейла), а также австрийский outdoor-бренд Northland, который вышел через магазины «Спортмастер».
Рынок кондо-ТЦ
На торговые центры кондо-формата, в которых помещениями владеют разные собственники, приходится около 5% рынка по объему арендопригодных площадей - 359,3 тыс. кв. м. в 33 объектах. На продажу выставлено всего около 10% - 36,1 тыс. кв. м в 29 торговых центрах. По сравнению с IV кварталом 2020-го года этот показатель снизился на 25%. Цена продажи снизилась на 6,5%, благодаря чему доходность выросла на 0,3 п. п.
Прогноз
Несмотря на первые позитивные признаки, вскоре вакантность может опять вырасти - до конца года в московском регионе ожидается ввод нескольких крупных торговых центров общей арендопригодной площадью в 350-400 тыс. кв. м. Крупнейшими из них станет ТЦ “Синдика” (GLA - 76 тыс. кв. м) в Одинцове, ТЦ на месте рынка “Садовод” (GLA - 59,4 тыс. кв. м), а также “Павелецкая плаза” (GLA - 35 тыс. кв. м).
Вслед за сетью Topshop, закрывшей магазины по всему миру, до конца года и другие ритейлеры могут пересмотреть свои планы по развитию, приняв решение о закрытии. Впрочем, некоторые бренды напротив - объявили о планах по выходу на российский рынок. Так, например, поступил бренд мебели и товаров для дома Jysk, а британский бренд Superdry решил предпринять повторную попытку выхода на наш рынок.
Дмитрий Тищенко, директор департамента непрофильных активов Becar Asset Management: “Рынок торговой недвижимости доказал свою устойчивость. Как только основные карантинные меры были сняты, люди, соскучившись по впечатлениям, сразу же вернулись в торговые центры. При этом лишь небольшая часть тех, кто перешел год назад в онлайн, там и остались. Думаю, что дальнейшего падения ставок аренды уже не стоит ждать, поскольку они и так достигли достаточно низкого уровня. В то же время во втором полугодии они вряд ли вырастут, а при благоприятной экономической ситуации сократится уровень вакантности”.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте