Тринадцатый этаж, 66-й номер квартиры, привидение странной старухи – все эти суеверия и предрассудки просто мелочи жизни по сравнению с тем, какие ловушки устраивают порой продавцы, чтобы сбыть неискушенному покупателю неблагонадежную жилплощадь. И если такое случается, то новоявленный собственник может потерять не только покой, но и само жилье, и деньги, выложенные за него. Однако такие ситуации можно и предусмотреть.
Слагаемые неблагонадежности
Как правило, новоявленный покупатель городской квартиры довольно смутно представляет, с какими трудностями он может столкнуться. А этих самых трудностей, как говорится, выше крыши. Это и появляющиеся откуда ни возьмись наследники, до поры до времени упрятанные в места не столь отдаленные. Это и очень привлекательные в ценовом выражении квартиры, продаваемые на самом деле за долги или заложенные в банке. И жилье с различного рода техническими неисправностями. Но обо всем по порядку.
«Неблагонадежными следует называть те квартиры, при приобретении которых были допущены нарушения действующего законодательства, – рассуждает Валерия Симонова, руководитель юридического департамента «НДВ-Недвижимость». – Нарушения также могли произойти и при оформлении прав предыдущих собственников. Все эти погрешности можно, конечно, отследить, если досконально покопаться в истории предыдущих сделок с жилплощадью, выявить обстоятельства их совершения. С особой осторожностью рекомендуется подходить к покупке ранее приватизированных квартир, жилья, полученного по завещанию или в наследство. Как показывает практика, именно в таких историях чаще всего встречаются казусы».
В первую очередь к неблагонадежным можно отнести квартиры, которые выставляются на продажу по доверенности в отсутствие собственника. Ведь по закону ранее собственноручно написанный документ хозяин может и отозвать. А если, не приведи бог, владелец квартиры скончался, то такая доверенность вообще не имеет силы. Во много раз возрастает риск и у покупателя, который соглашается приобрести квартиру у собственника, получившего ее по наследству.
«Унаследованное жилье – один из самых проблемных объектов в сделках купли-продажи, – констатирует факт Евгений Скоморовский, управляющий директор компании «Century 21 Запад». – Ведь, согласно Гражданскому кодексу РФ, наследование может проходить по завещанию или по закону. С завещанием все более или менее ясно: человек написал, что его собственность достанется, например, жене и сыну. В таком случае уже не имеет значения, сколько у него еще имеется родственников, которых он обделил. Проблемы появляются, когда завещания нет и не было. В этом случае вступает в законную силу очередность наследования. Первые претенденты – супруги и дети. Если таковых нет, то братья и сестры. Затем тети и дяди, и так далее, до седьмой воды на киселе».
Довольно банальный и распространенный пример. После смерти гражданина В. его квартира перешла к семье – жене и сыну. Допустим, квартиру они продали, деньги потратили. А через пять лет выясняется, что В. ранее нагулял в Сызрани или Ижевске внебрачную дочь. Дева вспомнила вдруг о состоянии отца родного и решила восстановить справедливость, в лучшем случае требуя часть вырученных от продажи квартиры денег. С одной стороны, согласно ГК РФ, заявление о наследовании должно быть подано в течение полугода со дня смерти родного папаши. Но в том же кодексе есть и некая лазейка: в одном из пунктов оговаривается, что если наследник был болен или вовсе не знал о смерти родственника, полугодовой срок может быть восстановлен. Но самая большая беда в том, что внебрачная дочурка предъявит претензии, скорее всего, не к наследникам, а к добросовестному покупателю квартиры. Да и практика показывает, что отсудить долю в квартире гораздо проще, чем получить деньги с родственников.
«Конечно, – делает вывод Евгений Скоморовский, – предусмотрительный покупатель может и должен обезопасить сделку, получив от продавца заверенный нотариусом документ о том, что собственнику неизвестно о других наследниках, а в случае их появления ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте