Деревянное домостроение (как и весь рынок загородной недвижимости) обладает резко выраженной сезонностью. Граждане, за долгую зиму обдумав, что бы там такое возвести на своей обожаемой фазенде, в начале весны приступают к поиску строителей. В период с мая по август идут собственно работы, а потом рынок опять замирает – до следующей весны.
В нынешнем году в эту четкую и отлаженную годами схему вмешался неожиданный новый «игрок» – кризис. Количество заказчиков сократилось в разы, еще более уменьшились и доходы строительных фирм. Стремясь, подобно герою Гете, «продлить прекрасное мгновенье» лета (когда число клиентов все-таки отлично от нуля), некоторые из застройщиков объявили на сентябрь различные программы скидок и бонусных программ. Какие они, и что может выгадать здесь потребитель – эти вопросы изучал корреспондент Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.Ru.
Подешевело. Но оценки разнятся
В минувшем сезоне стоимость строительства, конечно, снизилась. «Цены пришли в соответствие с законами рынка, - так просто объясняет процесс Антон Маталыгин, заместитель генерального директора компании «НЛК Домостроение». – Заработали механизмы спрос-предложение, цена-качество и т.д.». Некоторым экспертам удешевление даже показалось недостаточным. «На удивление, стоимость строительных работ была наименее неэластичной по отношению к падающей конъюнктуре, - говорит Мария Шагурина, партнер программы «Новые дачи». – Этот феномен мы объясняем исключительно ментальностью строительной отрасли».
Впрочем, сами руководители строительных компаний, конечно, не считают удешевление «недостаточно эластичным». «В деревянном домостроении цены для конечного потребителя «просели» в среднем на 10-15%, - отмечает Сергей Пономарев, директор ООО «Лесоград». – В основном за счет удешевления стоимости материалов, незначительного снижения накладных расходов». По словам эксперта, расценки на собственно работы компания не пересматривала: несмотря на большое в целом предложение рабочей силы в этом сезоне, квалифицированных рабочих в Подмосковье не так уж и много. Застройщики постарались сохранить высококвалифицированные кадры, способные работать по индивидуальным проектам. Так что названное выше удешевление достигнуто за счет снижения стоимости материалов и накладных расходов (связь, ГСМ, реклама). Существенную помощь неожиданно оказало и правительство Москвы, снизив для компании, как субъекта малого и среднего бизнеса, цену на аренду офиса в 10 раз.
Еще более радикален в оценках снижения цен на строительство Алексей Кашаев, директор по маркетингу и продажам ООО «Вайсрой Хоумз Дистрибьюшн». По его мнению, с осени 2008 года расценки снизились ориентировочно на 30-40%, поставив многие мелкие и средние компании буквально на грань выживания, заставив работать почти без прибыли – лишь бы сохранить сотрудников. Именно эти процессы, считает Алексей Кашаев, вынудили многих ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте