О чем молчит телевизор:
«Постиндустриальный» рынок труда: занятые в экономике, промышленности, и «самозанятые»…
Доля иностранного капитала в промышленности России
«Постиндустриальный» рынок труда: занятые в экономике, промышленности, и «самозанятые»…
В ходе проведения рыночных реформ среднегодовая численность занятых на рынке труда за 1990-1998 гг. сократилась на 11,6 млн чел., а среднесписочная численность работников организаций продолжала сокращаться и после 1998 г., в целом уменьшившись на 22 млн работников за 1990-2012 гг. Другими словами, из реформированного рынка труда выброшена треть организованных работников, из которых 7,6 млн так и не нашли себе «занятость в экономике», т.е. оказались ненужными рынку. Динамика численности работников организаций и занятых в хозяйстве и экономике России представлена на Рис. 1.
Рис. 1 Численность работников организаций*) и занятых в народном хозяйстве РСФСР и экономике и РФ, млн
*) до 1990 г. включая принимавших участие в работах колхозов (без рыболовецких)
Как видно уже с 1987 г. наметилась разнонаправленность динамик численности организованных работников и занятых вне «постоянных» организаций (потребкооперация, подворья и др., предпринимательство и проч.). Если в 1975-1985 гг. численность «внеорганизованных» занятых составляла 2,7-2,8 млн чел., то в 1990 г. – 7,5 млн чел., в 1995 г. – 7,7 млн чел., в 2000 г. – 13,3 млн чел., в 2005 – 18,6 млн чел., в 2010 г. – 20,9 млн чел. В 2011-12 гг. численность занятых вне организаций составляла уже до 22 млн чел. – почти треть всех занятых в экономике РФ (в 1990 г. – 10%). График с динамикой этого показателя выглядит так:
Рис. 2. Численность внеорганизованных работников (занятых вне организаций в народном хозяйстве и экономике) РСФСР и РФ, млн чел.
Иногда этот всплеск численности «самозанятых» принято объяснять естественным постиндустриальным переходом новой России вслед за всеми высокоразвитыми странами: дескать, в пореформенной постпромышленной РФ столько организованных работников и не нужно, ведь в производстве выросла производительность труда, товаров в магазинах полно на любой вкус и кошелек, а высвободившиеся работники нужны, и найдут себе место в производстве услуг, которое требуют гибкости и страдает от организованности «административно-командных систем» (вспомним реформаторские надежды на кооператоров, фермеров, индивидуальных предпринимателей, малый бизнес, саморегулирование и проч.).
Вопреки элитарно-объяснительной модели «постиндустриальных» реформ, официально в новой России по-прежнему к базовым видам экономической деятельности относят сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт и торговлю (см. раздел «Национальные счета» на официальном сайте Росстата). К этому были ранее и сегодня пока остаются эмпирические основания. В структуре ВВП доля валовой добавленной стоимости по этим видам экономической деятельности хотя и снижается, но в 2012 г. еще превышала 70% (в 1990 г. – 80,3%, в 2000 г. – 78,7%, в 2010 г. – 70,7%):
Рис. 3. Структура произведенного национального дохода по отраслям народного хозяйства (до 1988 г.) и производства валового внутреннего продукта по видам экономической деятельности (1990=100)
* — с 2002 г. вкл. «Гостиницы и рестораны»; ** — с 2002 г. вкл. «Охота»
Более того, несмотря на модную постиндустриальную риторику именно промышленность остается базисом новой экономики России. Промышленность дает наибольший вклад в ВВП (см. Рис. 3) из всех учитываемых видов экономической деятельности, почти 30% в 2012 г. (в 1985 г. – 41%, в 1990 г. – 35%). Но даже в российской экономической элите часто путают взаимоисключающие формы постиндустриализма – западный гипериндустриализм и российскую деиндустриализацию. Различие наглядно видно на Рис. 3. Если бы сфера производства услуг (все что выше на Рис. 3 отрасли «Строительство») расширялась после 1991 г. хотя бы при неизменном состоянии отраслей производящих товары, то можно было бы согласиться с утверждением, что, да, в России происходят постиндустриальные реформы – сфера услуг доминирует над производством товаров. Но ведь в новой России развитие сферы услуг происходило за счет деградации производства товаров. Это хорошо видно на Рис. 4: по сравнению с концом 1980-х ВВП в начале 2010-х вырос примерно на 13%, при этом доля производства товаров сократилась на 29% (с 63%), а производства услуг выросла на 22% (с 30%), доля чистых налогов на продукты выросла с 7 до 14%
Рис. 4. Структура произведенного национального дохода (до 1988 г.) и производства валового внутреннего продукта (1990=100)
При российской «постиндустриальной» деиндустриализации происходил не только переток трудовых ресурсов из производства в сферу услуг (деквалификация вытесненных). Существенно изменилась структура занятости и внутри отраслей производящих товары (деклассирование оставленных). Для примера рассмотрим, что происходило с численностью занятых и работающих в промышленности России:
Рис. 5. Среднегодовая численность занятых в промышленности*), работников промышленных организаций, промышленно-производственного персонала и промышленных рабочих в РСФСР и РФ, млн
*) – с 2005 г. по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости
Особенно резко в годы реформ снизилась численность промышленных рабочих: более чем втрое – с 17 млн в 1990 г. до 5,5 млн в 2012 г. [С 1990 г. по 2010 г. число сельхозработников сократилось более чем в 6 раз – с 10 до 1,6 млн человек (в 2011 г. – 1,58 млн чел.)] При этом общая численность всех занятых в промышленности сократилась только в 1,6 раза.
Если взять разность между численностями занятых и промышленно-производственного персонала – это будет оценкой численности непроизводственного персонала в промышленности (менеджеры, бухгалтера, повара, охранники, водители и др.). Вот как менялась численность «постиндустриального» персонала сферы услуг в промышленности с 1970 г.
Рис. 6. Среднегодовая численность промышленно-ВНЕпроизводственного персонала в РСФСР и РФ, млн
Т.е. по численности «промышленный аутсорсинг» почти сравнялся с «рабочим классом» – в 2012 г. 4,13 и 5,54 млн чел. соответственно (в 1990 г. – 1,8 и 17 млн чел.).
Если обратиться только к добыче полезных ископаемых (фундамент российской экономики), то уже в 2000 г. здесь численность занятых превышала численность работников на 28 тыс. чел., а в 2010 г. уже на 159 тыс. чел.. Т.е. численность «менеджеров» за 2000-2010 гг. увеличилось на 131 тыс. чел., а число работников наоборот снизилось на 53 тыс. чел. Вот как изменялась доля «менеджеров» в российской добыче полезных ископаемых:
Сфера услуг персонала «аутсорсинга» в промышленности расширяется. Реформированная индустрия содержит не только внешнюю сферу услуг, но и внутренний «менеджмент». Услуги «высасывают» промпредприятие с 2000 г. не только извне, но и изнутри…. Откуда же взялись такие «скрытые резервы» и на сколько их хватит? Или нечего беспокоиться, может быть у новых «эффективных менеджеров» российская промышленность в нормальном состоянии, не в пример «красным директорам».
--Скачать в PDF--
http://riskprom.ru/WhitePaperRus/Effect
Источник: http://riskprom.ru/WhitePaperRus/Effect
Категория: Белая книга России: Строительство, перестройка и реформы: 1950–2013 гг. |
==============================================================
Доля иностранного капитала в промышленности России
Это вопрос самый загадочный и ключевой, особенно если вспомнить как происходило становление современного капитализма в России. А происходило оно следующим образом:
1. Ограбление и обнищание всего населения России в 1992-93 гг. путем взрывной инфляции (2600% за 1992 год) и обесценивания сбережений населения.
2. Запуск приватизации по схеме Чубайса, т.е без фиксированной цены и с правом продажи приватизационных чеков (ваучеров).
3. Скупка обесцененных приватизационных чеков (ваучеров) у населения.
4. Массовая распродажа промышленных активов в частные руки по скупленным ими у населения ваучерам.
И вуаля, российский капитализм был создан.Крышевал процесс "всенародноизбранный" президент Ельцин. Теперь ему поставлен памятник в Екатеринбурге. Поставлен памятник и другому активному деятелю и идеологу этого процесса Егору Гайдару. Третий активный деятель тех времен — Чубайс здравствует до сих пор и крышуется нынешним ставленником Ельцина Путиным.
Им же, Путиным, крышевался и крышуется до сих пор следующий этап процесса становления капитализма в России уже в нулевые. Для этого этапа характерно закрепление результатов приватизации по Чубайсу и необратимость перехода всей бывшей всенародной собственности обратно в руки народа, а затем переход из рук российского капиталиста в руки иностранного капитала, что делает процесс еще более необратимым.
Если с переходом собственности в частные руки все в принципе ясно, т.к. государственной и муниципальной собственности на 2009 год осталось в России всего 8,2% (то есть делить уже особо нечего), то с процессом перехода собственности из российской юрисдикции в иностранную все еще впереди. А пока зафиксируем долю иностранного капитала в промышленности России. Точнее в ее остатках. Вот она на графике:
Три последних столбика показывают общую долю по отраслям промышленности.
Как получены были эти данные описывается тут.
http://istmat.info/node/41802
Картинка вышла характерная. Из нее видно, что в те отрасли, которые были определены на убой иностранный капитал не идет, а это авиапром, легкая промышленность и станкостроение. Другое дело отрасли, определяющие суть "великой" транзитно-сырьевой державы РФ, там иностранные капитал активно выкупает и инвестирует в российские активы. Так победим, как говорится!
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте