Домостроение «сталинского периода» у петербуржцев часто ассоциируется с массивными зданиями с богатым лепным декором. Между тем не все сталинки величественны. Есть среди них и типовые дома, которые имеют свои плюсы и минусы.
Послевоенная сталинская застройка заметно беднее, но уютнее довоенной. А благодаря отсутствию громоздких архитектурных украшений сохранились такие дома заметно лучше.
Как правило, в кварталах, застроенных типовыми сталинскими домами, всегда есть объекты социальной и торговой инфраструктуры. Коммунальные квартиры в типовых сталинках тоже есть, но малонаселенные – как правило, на две семьи: в советское время при раздаче ордеров «временное» подселение одинокого пенсионера или работяги в квартиру с молодой семьей было обычным делом.
Основные зоны локации типовых сталинских домов в Петербурге – квартальная застройка тех районов, к которым – в соответствии с Генеральным планом 1935 года – предполагалось смещение нового центра Ленинграда. В первую очередь во дворах, примыкающих к Московскому проспекту и проспекту Стачек. Такие постройки есть практически во всей «серединной» зоне города (в 1950-х годах это были окраины).
По информации Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости», сталинские квартиры – самый дорогой товар вторичного рынка жилья (в июле средняя цена в этом сегменте составляла 102,7 тыс. руб. за кв. м). Примечательно, что в спектре предложений рынка жилья доля сталинок колеблется от 5 до 6% (при том что за три десятилетия обозначенного периода в Ленинграде построено немногим менее 15% всего жилищного фонда). Стало быть, продавать сталинские квартиры не спешат.
Сталинки после Сталина
К категории «сталинских» на нашем рынке недвижимости относят любые дома, построенные с начала 1920-х годов до середины 1950-х. Но почти все уверены, что после знаменитого постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» застройка почти сразу деградировала до уровня панельной «хрущобы». Не все так однозначно.
Пожалуй, ни один домостроительный период в российской истории не имел такого разнообразия и в архитектуре – она проделала путь от угловатого конструктивизма до пышного ампира, и в социальных экспериментах – от бараков-общежитий до романтичных «городов-садов» для рабочих и доминант с квартирами для партийно-советской номенклатуры. К трем десятилетиям, которые относят к сталинскому периоду, «примостились» и обветшавшие ныне кировки, и послевоенные «немецкие коттеджи», слепленные «из того, что было», и многочисленные «колхозные» самострои в тех укромных закутках, куда не добирались партийные бонзы и архитекторы.
Но подавляющее большинство послевоенных «сталинских» домов – это как раз та самая рядовая застройка, которая осуществлялась вплоть до середины 1960-х годов – то есть параллельно со строительством панельных хрущевок.
С постановлением об «излишествах» тоже все непросто. С середины 1930-х годов начала формироваться архитектура, показывающая имперские амбиции власти. Обозначившись в Генплане образца 1935-37 годов, они по-настоящему проявились в послевоенной застройке. Многие европейские города лежали в руинах, а Москва и Ленинград уже были ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте