Социальное недовольство всегда сопутствуют любым радикальным переменам. Однако было бы неправильно считать причиной социального напряжения лишь состояние умов и психологию людей. Значительную роль здесь играет структурное напряжение – неопределенность, двусмысленность или прямое столкновение интересов разных социальных групп и институциональных структур. При этом доминантные, структурообразующие группы как правило перестают справляться с задачей социальной интеграции, существующие властные и политические субъекты оказываются не в состоянии адекватно реагировать на "вызовы" новых социальных акторов.
Диалогоспособность управляющих структур и общества проверяется не только кризисными и конфликтными ситуациями – более важной оказывается проверка "общими делами". Точнее – социальными проектами, которые предполагают сотрудничество и определенный социальный контракт, фиксирующий в той или иной форме согласие и взаимную ответственность для решения общей задачи – обоюдоинтересной и обоюдовыгодной. Пожалуй, впервые в постсоветской истории у страны появилась тема для такого сотрудничества – Олимпиада 2014 года в Сочи. Однако довольно быстро стало ясно, что заявленная идеология спортивного проекта ("Не город для Олимпиады, а Олимпиада для города") входит в противоречие с практикой. И дело здесь не в экономическом кризисе или плачевном состоянии городской инфраструктуры. Еще на начальном этапе олимпийской стройки возникли очаги острых социальных конфликтов, природа которых предопределена структурными факторами. Исследования, проведенные в Сочи 2008-2009 гг., позволяют сделать ряд выводов о некоторых общих механизмах возникновения и развития социального протеста против инициатив власти, когда эти инициативы чреваты радикальным изменением среды обитания и жизненного уклада [1]. Непосредственно в связи с олимпийским строительством такое напряжение возникло в Нижнеимеретинской низменности – в адлерском районе Сочи. Серия включенных наблюдений и глубинных интервью с участниками конфликта на разных его этапах; анализ документов и материалов СМИ позволили нам сделать некоторые обобщения относительно факторов возникновения социального протеста в связи с модернизационными инициативами власти.
Отношение к Олимпийской стройке
Когда Россия победила в конкурсе на право проведения Олимпиады-2014, бóльшая часть наших сограждан восприняли эту новость с воодушевлением. Говоря о позитивных последствиях победы в конкурсе, россияне отмечали, помимо прочего, что благодаря Олимпиаде жизнь сочинцев изменится к лучшему: город будет благоустраиваться, появятся новые рабочие места, дороги, спортивные и развлекательные комплексы.
Однако для самих сочинцев предстоящая Олимпиада не просто праздник, который нужно хорошо провести. Городу предстоит превращение из тихого курорта в мегаполис с индустрией спорта и отдыха мирового класса. Поэтому многим людям придется радикально менять образ жизни, профессию, повседневные привычки, семейную экономику. Такие перемены всегда чреваты недовольством тех, кто не успевает или не может к ним адаптироваться, или тех, кто оказался на пути грандиозной стройки.
Потенциал недовольства в Сочи довольно высок, и он вряд ли снизится сам собой. По данным одного из опросов 2008 года, положением дел в городе недовольны более половины его жителей (53%) [2]. Недовольных больше среди лиц с высшим образованием (60%) и людей активного трудоспособного возраста (57%). Это те категории граждан, которые могут стать как ресурсом и партнерами сочинского олимпийского проекта, так и его противниками.
Проблемы, возникающие при подготовке к Олимпиаде уже сейчас, наслаиваются на давно существующие социальные проблемы, а дальше их количество и сложность будут только возрастать. В ситуации, когда хронически не хватает времени на разработку стратегии, нормативной базы, изыскания, проектирование, строительство и т. д., необходимо поставить совершенно особую, но подчиненную общим целям задачу: создавать алгоритмы эффективного разрешения конфликтов. Однако сейчас отсутствует систематический мониторинг проблемных зон и ситуаций, возникающих в Сочи в ходе подготовки к Олимпиаде-2014 [3]. В чем суть конфликтной ситуации? Кто ее участники, и каковы узловые точки?
Зона конфликта: Имеретинская бухта
Имеретинская долина не случайно стала проблемной зоной в ходе предолимпийской подготовки: по плану именно здесь будет сосредоточено наибольшее число спортивных объектов и олимпийской инфраструктуры. К 2014 году в долине должны быть построены Малая ледовая арена для хоккея с шайбой, Ледовый дворец спорта, крытый конькобежный центр, Большая ледовая арена для хоккея с шайбой, Ледовая арена для керлинга. Но основной конфликт сегодня разворачивается вокруг строительства грузового порта (порт «Псоу» или Грузовой порт № 2) и изъятия у жителей долины земель под возведение олимпийских объектов.
Явных участников конфликта несколько. Во-первых, это городские и районные власти Сочи. Во-вторых, это Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт», ведущее строительство порта «Псоу». В-третьих, это Ассоциация инвесторов и предпринимателей Нижнеимеретинской низменности, возникшая летом 2008 года с целью объединить интересы тех, кто ведет свой бизнес в Бухте (далее – Ассоциация). В-четвертых, это община староверов, обосновавшаяся здесь более ста лет назад. В-пятых, это жители села «Веселое» (бывший совхоз «Россия»), сформировавшие пару лет назад Территориальный общественный совет (ТОС) «Псоу». Кроме того, в Сочи достаточно активны экологи – «Экологическая вахта по Северному Кавказу», Общественный экологический совет г. Сочи и др. Они ведут мониторинг ситуации в Красной поляне, в районе аэропорта, в Имеретинской бухте и в других местах олимпийского строительства [4].
В основе конфликтной ситуации лежит отнюдь не протест против проведения Олимпиады и не стремление жителей спекулировать собственными землями, как обычно интерпретируют ситуацию местные СМИ. В тугой узел увязаны четыре проблемы: строительство порта, изъятие земель, полное отсутствие коммуникаций с властями всех уровней, тяжелый психологический климат: запугивание жителей и внеправовые методы давления на них.
Позиция жителей по поводу строительства порта
Доминантой всех жалоб жителей Имеретинской долины в связи со строительством порта являются утверждения об отсутствии правовой базы проектирования порта.
Представители Ассоциации, ТОС и староверов уверены, что решение о строительстве порта принималось с нарушениями. В жалобе в прокуратуру Сочи (от 23.07.2008) и в письме председателю правительства (от 19.06.2008) говорится, что все распоряжения о строительстве опираются на приказ о проектах планировок № 171 от 28.05.2008. Авторство приказа принадлежит ликвидированному двумя неделями ранее Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (упразднено приказом президента от 12.05.2008). Иными словами, решение принималось несуществующим субъектом. Это первый аргумент.
Второй аргумент: по первоначальному проекту планировки Нижнеимеретинской низменности, подготовленному ФГУП «РГ НИПИ “Урбанистика”», грузовой порт размещался непосредственно в устье р. Псоу. Авторы запросов указывают, что им неизвестны причины его перемещения на 2500 м в сторону.
Третий аргумент. Руководители ТОС и представители Ассоциации по ряду признаков делают вывод, что порт «Псоу» планируется сделать постоянно действующим, а не временным (до Олимпиады), как это предполагалось изначально. В жалобе на имя председателя правительства говорится, что в технических заданиях «Псоу» назначен портом перевалки всех грузов центрального порта Сочи, в прогнозных объемах – до 2015 года. Если это действительно так (а к этому склоняются все опрошенные) [5], и жителям, и предпринимателям, и отдыхающим кажется абсурдным намерение строить здесь грузовой порт. Ведь в бухте растет более 400 видов деревьев; ширина пляжей составляет от 60 до 100 метров, тогда как в остальном Сочи пляжи имеют 25–30 метров ширины, а по береговой линии идет железная дорога. Использование бухты по прямому назначению – как рекреационной зоны - принесло бы пользу курортникам, жителям, природе. Но у строителей тогда возникли бы проблемы с доставкой стройматериалов.
Четвертое. Строительство порта будет вестись в первой горно-санитарной зоне. Инициаторы запросов указывают, что им неизвестны постановления об изменении статуса этой территории, являющейся уникальным экологическим объектом, который находится под охраной ЮНЕСКО. Кроме того, в запросах говорится, что в планировках порта нет сведений об организации санитарной зоны. Нет этой информации и в распоряжениях главы администрации края о строительстве порта. Соответственно, невозможно оценить масштабы изъятия земель, так как по нормативам санитарная зона порта – 1000 м в каждую сторону, и в нее попадают не только дома и участки жителей села Веселое, но и некоторые из запланированных олимпийских объектов, а также иные объекты туристической инфраструктуры, в частности, парк отелей на 8 тыс. номеров. Второй грузовой район порта Сочи только 26 января 2009 г. был вынесен на общественные слушания и вместе с большим количеством замечаний и возражений экологов и местных жителей отправлен на госэкспертизу.
Таким образом, рассогласованность распоряжений и череда неочевидных изменений в документации, в приказах и нормативных актах рождает напряженность среди участников конфликта. Тем не менее, в 20-х числах июля 2008 г. начались подготовительные работы, в частности строительство забора вокруг территории порта [6]. Строительство разными темпами продолжается и на сегодняшний день, хотя в начале 2009 года наметилось изменение первоначальных планов.
Обнаружилось, что для Олимпиады порт не очень-то нужен. В пресс-релизе ГК "Олимпстрой" от 24.02.2009г. опубликовано, что для подготовки Олимпиады грузов нужно на 35 миллионов тонн меньше, чем планировалось. Грузооборот Второго порта - 5 млн. тонн в год, т.е. через этот порт до начала 2014 года возможно будет перевезти от 12 до 17 млн. тонн, что существенно меньше обнаруженной разницы в объеме завоза. Но еще 9 февраля ...
Сочи-2014: власть и граждане в поисках взаимопонимания21.05.2009 00:00 Новости недвижимости:ФНС России разъяснила условия налогообложения хозпостроек физических лицСегодня, 14:18
Не каждая хозпостройка облагается налогом на имущество физлиц, а только те, которые являются недвижимостью и сведения о которых (включая кадастровую стоимость) содержатся в ЕГРН.
Контролируемые лица - ограничительные меры, вступившие в силу 05 февраля 2025 годаСегодня, 13:23
Закон № 260-ФЗ содержит ряд новелл, направленных на совершенствование законодательства в сфере миграции и надзора за пребыванием (проживанием) иностранных граждан и лиц без гражданства.
Самые дорогие квартиры с террасами в МосквеСегодня, 12:11
Абсолютным рекордсменом по стоимости стал двухуровневый пентхаус с террасой в доме DUO с ориентировочной ценой 4,3 млрд руб. и площадью 1180 кв. м.
В Новой Москве появится жилой комплекс с беспрецедентным разнообразием планировокСегодня, 10:03
В Коммунарке строится ЖК «Новые Смыслы», который станет примером современного подхода к организации жилого пространства. Проект предлагает более 200 вариантов планировок
Эстетика и функциональность: современные решения в остеклении коттеджейСегодня, 07:50
Современные технологии предлагают широкий спектр решений для остекления коттеджей. Выбор оптимального варианта зависит от архитектурного стиля здания, климатических условий, бюджета и личных предпочтений заказчика.
Sminex построил инфраструктурный центр в районе Останкино21.02.2025 17:53
Sminex запускает в своих домах сообщества соседей, создав для этого отдельное пространство Clubhouse — с концептуальным сервисом и развитой общественной инфраструктурой. Инвестиции в здание составили 145 млн рублей.
Заборы и шлагбаумы: как установить ограждение по закону21.02.2025 15:51
Госинспекция по недвижимости проведет вебинар «Ограждающие устройства – установка по правилам». Онлайн-встреча состоится 25 февраля в 16.00.
В 2025 году самая дорогая недвижимость Сочи подорожает на 5-7%21.02.2025 14:25
Аналитики консалтинговой компании NF GROUP провели исследование, согласно которому первичный рынок элитного жилья в Сочи демонстрирует рекордный рост.
Мужская мечта. Какая инфраструктура в квартире идеальна – опрос21.02.2025 13:41
Optima Development провела исследование, посвященное предпочтениям мужчин в отношении «домашней инфраструктуры». Опрос выявил неожиданные результаты.
В ДОМ.РФ оценили потенциал развития рынка ипотечной секьюритизации21.02.2025 13:11
В 2025 году крупнейшие банки сохранят высокий интерес к секьюритизации на платформе ДОМ.РФ, а сам процесс выпуска ипотечных ценных бумаг (ИЦБ) продолжит переход в цифровой формат.
По итогам 2024 года спрос в складах незначительно сократился21.02.2025 12:48
По итогам 2024 года на рынке складской недвижимости в Московском регионе спрос сократился на 6,5% и составил 2,8 млн кв. м, подсчитали аналитики Ricci. В 2023 году этот показатель составил 3,025 млн кв. м.
Инвесторы могут приобрести у города четыре коммерческих здания в ЗАО, ЮВАО, ВАО и ЮАО21.02.2025 12:33
Город реализует через электронные торги четыре здания общей площадью свыше 1,5 тыс. квм. - на Бережковской набережной, на улице Чугунные Ворота, улице Нижняя Первомайская и на Дубининской улице.
В Таганском районе завершается строительство офисного здания21.02.2025 12:15
Офисное здание «STONE Курская» находится по адресу: Костомаровский переулок, владение 11/1. Объект расположен в пешей доступности от станций метро «Курская» и «Чкаловская».
Специалисты МосгорБТИ разработали более тысячи проектов перепланировок для москвичей в 2024 году21.02.2025 11:40
В 2024 году услугами по проектированию перепланировок Московского городского бюро технической инвентаризации (МосгорБТИ) воспользовались 1023 жителя столицы.
Выставка мечты – за пять лет новостройки рядом с ВДНХ подорожали в два раза21.02.2025 11:01
Спрос на первичное жилье в районе ВДНХ растет на фоне дефицита предложения. Эксперты «Метриум» рассказывают о ВДНХ и девелоперских проектах, расположенных в пешей доступности от нее.
|
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте