На днях стало известно, что влиятельная общественная организация Национальный антикоррупционный комитет проверит проект строительства Центральной кольцевой автодороги, которая пройдет по радиусу 60 км от Москвы. Коррупционную составляющую наверняка обнаружат без труда: об однобоком толковании законодательства в пользу определенных лиц при проектировании ЦКАД заявляют экологи. Возмущены и собственники, по чьим участкам и домам должна пройти новая трасса. Землю у них будут изымать в принудительном порядке, выплачивая компенсацию. Эта история приобретает особое звучание в контексте уже который месяц длящегося скандала с поселком «Речник».
Бытует распространенное мнение: для того чтобы государство начало лишать граждан собственности, должно разразиться стихийное бедствие. Или как минимум начаться война. На самом деле для изъятия земли и недвижимости у гражданина достаточно... решения одного чиновника. Причем далеко не самого высокопоставленного: по российскому законодательству такие вопросы подвластны обычному муниципальному чиновнику средней руки!
«Законы об изъятии земель крайне запутаны, - поясняет кандидат юридических наук Елена Сухова, - Земельный кодекс прямо называет лишь две таких ситуации».
Во-первых, исключительным случаем считается выполнение государством международных обязательств. Например, если по частным владениям должен пройти магистральный трубопровод, дома и участки подлежат изъятию. Во-вторых, граждан могут лишить собственности под предлогом «размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов» (ст. 49 Земельного кодекса РФ). Речь идет о строительстве автомобильных дорог, железнодорожных путей, линий газо-, тепло- и водоснабжения, электропередач, сетей связи и многих других объектов. Под этот случай и попала Центральная кольцевая автодорога.
А как у них?
На сегодняшний день российское законодательство об изъятии земель очень похоже на нормы, действовавшие в Великобритании после Второй мировой войны. В те времена в Англии подобные вопросы решали местные органы власти, руководители центральных органов государственного управления, руководители публичных корпораций. Владельцу недвижимости в качестве компенсации предлагали только деньги.
«Несмотря на то что ось пролегания ЦКАД выбиралась с таким расчетом, чтобы минимизировать количество изымаемых участков, часть земель нам придется изъять. Разумеется, с выплатой компенсаций владельцам», - утверждает ...
Комментарии
(1)#Последние комментарии на сайте