Имеют ли улучшения в управлении запасами значение для макроэкономики? Теоретически было установлено, что запасы не являются ни стабилизирующей, ни дестабилизирующей силой в общем равновесии. Исследования показывают, что улучшения в управлении запасами в целом несущественны на макроуровне.
Совсем недавно сбои в цепочках поставок привлекли значительное внимание в условиях пандемии COVID-19. Обнаружив, что концепция бережливого производства порождает макро-хрупкость перед лицом крупных неблагоприятных побочных событий, и руководствуясь этим фактором, предлагается новый взгляд на роль запасов в стимулировании совокупных колебаний.
Философия «производство точно в срок» (JIT - Just-in-time) - это концепция управления, направленная на минимизацию времени между выполнением заказов. Зародившись в Японии с помощью системы Toyota Kanban, JIT была принята во всём мире за последние несколько десятилетий. Основная её привлекательность заключается в том, что она позволяет фирмам сокращать расходы, размещая небольшие и более частые партии заказов, а не концентрируя на складе больших товарно-материальных запасов.
Факты о фирмах, внедряющих философию бережливого производства
Во-первых, производители, внедрившие у себя в производственном процессе эти принципы, кажутся более прибыльными. Было обнаружено, что фирмы испытывают 9-процентный рост продаж и 13-процентное снижение складских запасов после внедрения JIT. Кроме того, такие производители испытывают снижение занятости и волатильности роста продаж примерно на 7% по сравнению с их коллегами, не использующими эти принципы. Более производительные фирмы переходят на производство «точно в срок» и впоследствии получают более низкие затраты на управление запасами, тем самым увеличивая продажи. Кроме того, благодаря внедрению JIT эти фирмы снижают свои соответствующие циклы запасов, что приводит к ослаблению колебаний на уровне компании.
Во-вторых, такие компании демонстрируют большую волатильность в зависимости от внешних событий. Например, по сравнению с фирмами, не работающими по рассматриваемому принципу, рост продаж и рост занятости среди производителей с Just-in-time более тесно связаны с ростом ВВП, что указывает на то, что эти производители в большей степени подвержены влиянию экономического цикла. Но при наступлении глобальных проблем в экономике производители JIT испытывают более резкое снижение продаж и занятости по сравнению с фирмами, не работающими в этой парадигме. Эти компании проявляют аналогичную чрезмерную подверженность изменениям, влияющим на их поставщиков.
Количественная оценка компромисса в модели бережливого производства
Взятые вместе, эмпирические паттерны предоставляют мотивирующие доказательства, наводящие на размышления о компромиссе. В конечном счёте, внимание должно быть сосредоточено на взаимодействии между производством и совокупными последствиями от потрясений (геополитических, климатических или экономических).
В результате расширение макроэкономической модели инвестиций в запасы, показывает, что бережливое производство ненамного более подвержено влиянию с акцентом на непредвиденные перебои с поставками. Это заставляет фирмы размещать относительно более крупные заказы и переносить неиспользованные материалы (то есть запасы) во времени, чтобы не платить фиксированную стоимость заказа в каждом периоде. Производители JIT выигрывают от более низких затрат на заказ, что приводит к тому, что они в среднем несут меньшие затраты на накопление запасов, что соответствует практике в обычной реальности.
При переходе от обычной экономической схемы к экономике «точно в срок» объём производства увеличивается примерно на 10%, капитализация компании увеличивается на 1,3%, а прибыль увеличивается на 1,4%. Повышение эффективности достигается за счёт того, что фирмы могут лучше согласовывать производительность своего производства с использованием вводимых материалов, не обременяясь хранением незанятых запасов товарно-материальных запасов.
Но в экономике бережливого производства, при возникновении катаклизмов различного характера, наблюдается примерно 40-процентное снижение совокупного отношения запасов к продажам, что согласуется со снижением отношения в несельскохозяйственном секторе.
Другая сторона компромисса связана с уязвимостями, которые выявляются в такие шоковые моменты. Перебои с поставками откалиброваны таким образом, что они приводят к сокращению экономики JIT на 3,4%, что соответствует спаду экономической активности в США в 2020 году.
Если рассматривать последствия от такого же шокового сценария на компании, работающие в обычной парадигме, то можно обнаружить, что там кризис менее масштабный с сокращением производства всего на 3%. Таким образом, явственно видно, что примерный разрыв в сокращении производства между рассматриваемыми схемами составляет всего 15%. А в виду того, что стабильные периоды в экономике более длительные, чем кризисные, то в более выигрышной позиции при долгосрочном горизонте, оказываются компании, внедрившие концепцию бережливого производства.
Более глубокий спад в экономике объясняется большим дефицитом товаров и более медленным истощением товарно-материальных запасов. Из-за скачка предельной стоимости заказов фирмы в экономике JIT с большей вероятностью окажутся в сценарии, в котором они исчерпали свои запасы и не могут закупить больше материалов во время кризисной ситуации. Это приводит к относительному всплеску дефицита товаров. В то же время фирмы, у которых не было больших запасов на складах, предпочитают истощать имеющиеся запасы медленнее, чтобы не искать новые материалы в условиях перебоев с поставками. Иными словами, эти фирмы предпочитают сокращать использование материальных ресурсов, что приводит к более резкому падению продаж.
Несмотря на то, что бережливое производство может иметь более глубокие последствия от перебоев с поставками, существуют сдерживающие компромиссные точки саморегулирующиеся экономическими законами. Последствия для благосостояния производства JIT зависят от размера, серьёзности и частоты крупных непредвиденных последствий кризисных событий. При любых раскладах – компании использующие бережливое отношение к запасам продолжат улучшать своё благосостояние даже на фоне шока, подобного COVID-19.