Фонд недвижимости, предназначенной для реализации в жилых комплексах, включает не только квартиры и апартаменты, но и обширный пул нежилых помещений. Они служат для размещения магазинов, офисов, салонов красоты, сервисных центров, объектов социального назначения. Их удельный вес в структуре сделок на порядок ниже, чем у жилой недвижимости, однако они образуют один из основных сегментов рынка. Как установили эксперты Группы «Эталон», сегодня вектор спроса среди покупателей коммерческих помещений смещен в сторону северных и северо-восточных локаций.
30% спроса в «старой» Москве на объекты коммерческого назначения сконцентрировано в новостройках Северного и Северо-Восточного административного округов. Столь высокий уровень востребованности обусловлен несколькими факторами. Во-первых, это районы с очень насыщенной и хорошо развитой инфраструктурой, которая постоянно пополняется новыми объектами. Во-вторых, там находится большое количество «точек притяжения», которые привлекают дополнительный трафик – ВДНХ, Останкинская телебашня, усадьба Останкино, Ботанический сад РАН, ТРК «Европолис», парк «Сокольники» (в СВАО), ТРЦ «Авиапарк», «Метрополис», стадионы «ВЭБ Арена» и «ВТБ Арена», Петровский парк (в САО). В-третьих, на севере и северо-западе Москвы базируется ряд крупных жилых проектов. За прошлый год сразу восемь новостроек преодолели отметку в 500 сделок, еще четыре вплотную приблизились к ней. Самым востребованным адресом стал ЖК «Летний сад», который строит Группа «Эталон» на Дмитровском ш, вл. 107, где было продано более 830 жилых и коммерческих лотов. В совокупности два округа привлекли 20 тыс. новых покупателей. Это означает, что и сетевые операторы, и представители малого и среднего бизнеса, покупающие помещения в местных комплексах, будут обеспечены достаточной аудиторией. Кроме того, согласно официальной статистике, опубликованной московской прокуратурой, САО и СВАО являются одними из самых спокойных и безопасных округов столицы. Тем самым здесь складываются благоприятные условия для ведения бизнеса, который подвергается меньшим криминогенным рискам, чем в других локациях Москвы.
Также у покупателей коммерческой недвижимости популярен престижный Западный административный округ. При этом 45% помещений там куплено в новостройках, вышедших на рынок в 2018-2019 гг.
По данным Группы «Эталон», 25% объектов, приобретенных для ведения бизнеса, имеют площадь свыше 100 кв. м. В качестве характерных примеров можно указать супермаркет во втором корпусе ЖК «Нормандия» (680,3 кв. м), автомойку в ЖК «Крылья» (483,31 кв. м) или группу офисов в ЖК «Серебряный фонтан» (116,0-119,9 кв. м). 42% реализованных коммерческих лотов имеют площадь от 50 до 100 кв. м.
При этом средняя площадь помещений коммерческого назначения, купленных в проектах бизнес-класса (111,7 кв. м) лишь незначительно отличается от тех, что были куплены в проектах комфорт-класса (100,5 кв. м). Разница составляет чуть более 11%.
По словам Василия Фетисова, Коммерческого директора Московского территориального управления Группы «Эталон», стоимость квадратного метра во встроенных помещениях выросла за год на 10-15%. Именно этот тип коммерческой недвижимости предпочитают индивидуальные предприниматели и физические лица, которые инвестируют в такие объекты для последующей продажи. Тенденция к подорожанию в этом сегменте особенно заметна среди новых проектов бизнес-класса на западе Москвы. Бюджеты отдельно стоящих зданий практически не изменились. Их обычно выкупают организации для собственных нужд или генерации арендного потока, – поясняет Василий Фетисов.
На этапе строительства девелоперы делают ставку как раз на продажу помещений. Активный поиск арендаторов, как правило, начинается уже после сдачи проекта в эксплуатацию.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте