Сертификацией в общем случае называют процедуру, путем которой независимая сторона, имеющая на то полномочия, подтверждает соответствие товара или услуги определенным требованиям. В последние годы потребность в сертификации СМК – систем менеджмента качества – определялась преимущественно рынком. Совершенствовать СМК и заниматься их сертификацией предприятия побуждали как внутренние, так и внешние причины: необходимость улучшить качество продукции, повысить эффективность производства, соответствовать требованиям заказчика и сделать предприятие более престижным и конкурентоспособным. Разработка СМК предприятий и организаций, соответствующих требованиям, которые предъявляет стандарт ISO 9001 (российский аналог – ГОСТ Р ИСО 9001) – не самый легкий, но зато один из наиболее надежных путей обеспечения конкурентоспособности и качества продукции и услуг, а также необходимое условие работы компании на международном рынке.
СМК представляет собой инструмент для управления и обеспечения качества результатов работы компании. Системы качества охватывают большую часть методов, порядок в функционировании предприятия, распределение и реализацию ответственности – все это направлено на обеспечение качества выпускаемой продукции или оказываемой услуги.
В соответствии с принятыми в большинстве промышленно развитых государств нормами компания, являющаяся поставщиком продукта, должна приложить усилия для того чтобы создать доверительные отношения с потребителем и осуществлять поставку качественных изделий. Задачу по формированию отношения доверия необходимо рассматривать как средство повышения качества и признания продукта. Именно этот подход лег в основу «Глобальной концепции законодательного обеспечения качества товаров и услуг на Европейском рынке», опирающейся на СМК у изготовителя, проверку продукта в испытательных лабораториях и единую оценку соответствия качества.
В соответствии с действующими стандартами сертификация систем менеджмента качества осуществляется в несколько этапов:
- Переговоры компании, желающей сертифицировать свою систему, с органом по сертификации СМК и заключение договора на оказание услуги;
- Заочная (предварительная) оценка системы предприятия;
- Сертификационный аудит, то есть окончательная проверка системы менеджмента качества и вынесение заключения;
- Инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества.