Председатель Счетной палаты России Сергей Степашин согласился поделиться с читателями "Денег" предварительными итогами 2010 года за месяц до традиционного январского доклада Федеральному собранию. В интервью нашему корреспонденту Павлу Чувиляеву он рассказал, почему в прошлом году объем выявленных нарушений расходования бюджетных средств удвоился, как работают коррупционные схемы при госзакупках и как с ними бороться, а также о том, как будет организован госконтроль в ходе намеченной на 2011 год масштабной волны приватизации.
"Счетная палата переходит к стратегическому аудиту"
Как бы вы оценили итоги уходящего года?
— Год еще не закончен. По регламенту и установившейся традиции я докладываю Федеральному собранию об итогах нашей деятельности в конце января. Полный отчет о работе Счетной палаты в этом году еще в работе. Но предварительные цифры назову.
В 2010 году мы провели 371 контрольное и 130 экспертно-аналитических мероприятий. Всего 501 — столько же, сколько и в предыдущие два года. При этом по поручениям и обращениям палат Федерального собрания в уходящем году проведено 34 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия против 12 в 2009-м и 11 в 2008-м.
Разница между контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями Счетной палаты принципиальна?
— Конечно. В первом случае аудиторы Счетной палаты проверяют законность и целевой характер использования бюджетных средств, соответствие расходов бюджетной росписи. В частности, выясняют, не украдены ли эти деньги вообще. Во втором анализируют, насколько произведенные расходы эффективны, можно ли было те же результаты получить за меньшие деньги и в более короткие сроки. И самое главное, работают ли промежуточные достижения на цель конкретного проекта или программы. То есть помимо обычных документарных ревизий Счетная палата вот уже несколько лет анализирует качество администрирования основных доходов бюджета, целесообразность наиболее крупных госрасходов, внешних и внутренних заимствований. Оценивает их вклад в реализацию стратегических целей государства, в экономический рост страны. Мы первыми в России начали применять в контрольной деятельности технологии аудита эффективности. Теперь переход на аудит эффективности и роль Счетной палаты в этом процессе прямо прописаны в принятой правительством "Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года". Здесь у нас с вице-премьером Алексеем Кудриным никаких разногласий нет, позиция общая.
Было ли для вас неожиданностью выступление Кудрина в Счетной палате 9 декабря, когда он фактически призвал вас в союзники для совместной борьбы за бюджетную дисциплину?
— Ничуть. Мы видим те же проблемы, что и он. Например, весьма болезненный для многих ведомств и отраслей переход на формирование бюджета по программному принципу уже к 1 октября будущего года. Крайнюю сложность балансирования дефицитного бюджета, обремененного высокими социальными и проектными расходами, а также расходами на системные реформы. Эгоизм и лукавство лоббистов, пробивающих новые программы уже после принятия бюджета. Мы готовы оказать правительству всемерную помощь в решении этих вопросов.
Сколько в этом году было проведено аудитов эффективности?
— Завершено только 15 мероприятий. Еще 15 — в стадии исполнения. На мой взгляд, 30 аудитов эффективности за целый год — это для России маловато. Есть над чем работать.
Большой резонанс в этом году получил аудит угольной отрасли. По обращению мэра Москвы Сергея Собянина начата проверка московского метро. Расскажите об этом.
— По метро еще рано: проверки не завершены. Совместно с Контрольно-счетной палатой Москвы мы проверяем целевое и эффективное использование средств, направленных на содержание транспортного комплекса города в целом. Отчет будет примерно через месяц.
По угольной отрасли. В 2006-2010 годах сметная стоимость мероприятий по завершению ее реструктуризации выросла более чем на 36%. Результат так и не достигнут. Только на территории Ростовской области выявлено 11 породных обвалов, находящихся в стадии горения и не предусмотренных проектами ликвидации шахт. В ходе проверки установлены факты завышения подрядчиком ООО "Донуглестрой" выполненных объемов работ, проводимых по проектам ликвидации ряда шахт в этом регионе. То же и в Кузбассе. Проведенная в августе 2009 года Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора проверка соблюдения требований промышленной безопасности ОАО "Распадская" зафиксировала 412 нарушений требований норм безопасности. Общее состояние промышленной безопасности оценено как неудовлетворительное. По ряду выявленных контрольными мероприятиями эпизодов возбуждены уголовные дела.
В каких еще отраслях идут подобные проверки?
— Проводится аудит эффективности мер по снижению затрат при реализации инвестиционных программ на объектах ГК "Росатом", ОАО "Газпром", ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Интер РАО ЕЭС", ОАО "Связьинвест", ОАО "Аэрофлот — российские авиалинии", ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС", ОАО "Совкомфлот". Аудит охватывает 2009-й и первое полугодие этого года. Результаты будут рассмотрены на заседании коллегии Счетной палаты в марте 2011 года.
В СССР был Комитет народного контроля (КНК), но было и Контрольно-ревизионное управление Минфина (КРУ). На что больше похожа Счетная палата?
— Вот видите, даже тогда, в отсутствие демократического государства и работающего парламента, функции внешних и внутренних органов финансового контроля все равно были формально разделены между КНК и КРУ Минфина. Де-юре они разделены и теперь, но де-факто развести их окончательно пока не удалось.
Нет, Счетная палата мало похожа на КНК: мы все-таки подотчетны парламенту. Однако мы вовсе не стремимся подменять собой и преемника КРУ — Росфиннадзор. Уверен, постепенно мы придем к ситуации, когда документарные ревизии и аудит расходов будут исключительной монополией Росфиннадзора, а аудит эффективности и стратегический аудит станут главным делом Счетной палаты.
Чем стратегический аудит отличается от аудита эффективности?
— Это не аудит расходов, а аудит результатов. Это более высокий тип ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте