Для продажи квартиры, приобретенной во время брака, требуется согласие супруги (супруга) владельца. Этот постулат общеизвестен на рынке недвижимости – данное имущество закон считает совместной собственностью супругов. Долгие годы автор этих строк был уверен, что такое же правило действует и при приобретении – используемые тут деньги тоже являются совместно нажитыми.
Уверенность моя существовала до беседы с представителем Росреестра. Он сказал буквально следующее: «на приобретение оно (согласие) не требуется – по умолчанию считается, что второй супруг может самостоятельно распорядиться денежными средствами». В общем, полное крушение устоявшихся представлений о мироустройстве… А «Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» решил осветить эту тему подробнее.
Два юриста – три мнения
По традиции начинаем с законов – что в них на этот счет говорится? Как выясняется, данная тема в высшей степени запутана – и это еще мягко сказано.
«В силу п. 2 ст. 35 Семейного кодекса (СК) при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом предполагается, что он действует с согласия другого супруга, - говорит Ирина Шугурова, заместитель управляющего директора по правовым вопросам «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости». – Такая сделка может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки». Таким образом, делает вывод Ирина Шугурова, «буквальное толкование текста пункта этой статьи показывает, что по общему правилу другой супруг не должен предоставлять доказательства такого согласия и лицу, вступающему в договор с супругом». А контрагенту следует исходить из «презумпции такого согласия».
Но это, как говорится, с одной стороны. А есть и другая. В той же ст. 35 СК есть п. 3. В нем сказано, что для совершения сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. «Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки», - отмечает Ирина Шугурова. Так что из этого пункта вывод получается прямо противоположный: на сделки по распоряжению имуществом особой категории, таким как недвижимость, презумпция согласия супруга не распространяется.
Однако и тут не все однозначно. Еще раз перечитаем признаки из п. 3 ст. 35 СК – те, которые выводят сделку из «презумпции согласия» супруга. Таковых три:
- распоряжение недвижимостью;
- нотариальное удостоверение;
- государственная регистрация.
Со вторым все ясно – с начала 2000-х нотариусы на рынке недвижимости необязательны (что, к слову, вызывает целые потоки крокодиловых слез самих нотариусов: так им хочется порадеть об интересах участников сделок – за суммы в несколько десятков тысяч рублей).
А что с остальными? До 1 марта 2013 года все было однозначно – сделки по переходу недвижимости подлежали госрегистрации. Однако затем вступили ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте