Сделка с недвижимостью длится не очень долго. Мы говорим сейчас не о подборе вариантов – это дело может длиться годами; а именно о сделке, то есть том этапе, когда все подобрали, обо всем договорились, и остается только законным образом эти договоренности зафиксировать. Соответственно, большинство участников успевают благополучно сдать и получить документы в Росреестре, взять деньги из банковской ячейки. Но жизнь есть жизнь, и всегда существует вероятность, что все пойдет не по плану.
В различных форс-мажорах, возникающих в ходе процесса, разбирался обозреватель «Журнала о недвижимости MetrInfo.Ru».
Все под богом ходим
Наиболее частая причина срывов – банальное «я передумал». Сделки с недвижимостью – дело очень нервное, психика «на взводе». Опытные риелторы могут рассказать немало историй о том, как достигнутые договоренности разваливались в самый последний момент: и в банке, и в Росреестре. И даже после – в этом случае кто-то из участников пишет в Росреестр заявление с просьбой остановить регистрацию.
Но мы все-таки о другом. О ситуациях (пусть и значительно более редких), когда никто не передумал, но в процесс – извините за высокий штиль – вмешиваются высшие силы. Тут нам на ум приходят две причины. Первая – кто-то из участников сделки умер. Вторая – тяжело заболел. Причем не простудой с температурой 37 (тут, знаете ли, можно до Росреестра доковылять и до банка тоже), а серьезно – скажем, в реанимации лежит.
Опрошенные эксперты наши предположения подтвердили – и дополнили собственными наблюдениями. «Пока человек жив, с ним может произойти все, что угодно, - философски замечает Роман Строков, помощник руководителя Управления Росреестра по Москве. – В нашей практике были случаи, когда за те несколько дней, пока идет регистрация, участники сделки попадали под стражу. Был прецедент, когда продавец (не гражданин РФ) уезжал домой, а потом не смог вернуться – с документами на въезд в Россию возникали проблемы».
А Надежда Пьянкова, директор АН «Мегаполис-Сервис», Электрогорск, приводит пример, когда продавца квартиры сразу после сделки арестовали за разбойное нападение. Насыщенная жизнь у человека.
Умер… Ключевой вопрос – когда?
Теперь займемся разбором разных вариантов ситуаций. Первая – участник сделки умер. Если это произошло до подачи документов на регистрацию или прямо в Росреестре (и такое возможно) – тут вопросов нет, сделку не зарегистрируют. А если после? Скажем, сдали 10 августа, где-то в районе 15-го числа должна произойти регистрация, 20-го нужно приходить за готовыми бумагами – и где-то в интервале между 10-м и 20-м продавец покидает этот мир?
«Нужно понимать, что Росреестр не может знать о подобном факте, - говорит Роман Строков. – Закон никоим образом не предписывает нам проводить соответствующее расследование: а жив ли сегодня человек, который неделю назад сдал документы? Да это и нереальная задача».
По этой причине Росреестр исходит из презумпции того, что все сдавшие договоры купли-продажи (ДКП) на регистрацию живы и здоровы. А проверять станут только в случае, если для этого будут основания. «Если к нам поступит информация, что продавец умер, мы начнем проверку, - отмечает Роман Строков. – Сделаем соответствующий запрос в органы ЗАГС ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте