Счетная палата опубликовала сообщение по итогам проверки администрирования имущественных налогов на примере Смоленской и Ивановской областей, а также их административных центров.
На их примере Счетная палата выявила системные проблемы, которые характерны в целом для страны. Первая – это высокая задолженность по уплате. Она, как отметил аудитор, на 1 января 2019 года сравнялась с годовой суммой поступлений. А общая собираемость за год упала в среднем на 2,5%. В региональном разрезе разброс более заметный. Если в Ивановской области падение составило 1,2%, то в Смоленской – уже 18,3%. «Собираемость по итогам 2018 года составила 87% по стране и 83% в Смоленской области», - пояснил Сергей Штогрин.
В этих регионах Счетная палата обозначила еще одну проблему – «значительное количество объектов налогообложения, в частности земельных участков, не стоит на налоговом учете». Так, например, в 2017 году в Смоленске свыше 2,6 тыс. земельных участков площадью 2,43 млн кв. метров находились в базе данных Росреестра, но их не было в налоговых органах. В городе Иваново таких территорий в 1,6 раза больше. В результате бюджеты городов потенциально могли бы получить порядка 69 млн рублей и 90 млн рублей соответственно при условии, что все объекты, не состоящие на налоговом учете подлежат налогообложению.
По словам заместителя руководителя ФНС Светланы Бондарчук сейчас в стране есть около 800 тыс. земельных участков и объектов капитального строительства, известных налоговой, на которые невозможно исчислить налог, потому что у ФНС полностью отсутствуют данные о собственниках, либо присутствуют в недостаточном объеме.
Кроме того, кадастровая оценка объектов недвижимости не всегда проходит корректно. Стоимость квадратного метра соседних участков может в итоге различаться в сотни раз. «Удельный показатель кадастровой стоимости у одного земельного участка в одном кадастровом квартале города Смоленск составляет 2,15 руб., а у соседнего — 1464,29 руб. за кв. метр. Естественно, что налог и налоговая база по первому участку ничтожны по сравнению с соседним», - привел пример аудитор.
Поступления имущественных налогов – важная часть доходов региональных бюджетов, однако по существу они не оказывают существенного влияния на формирование бюджетов субъектов России. На начало года доля таких налогов с физических лиц в консолидированном бюджете субъектов России составила всего 2,5%. «Земельный налог и налог на имущество физлиц – это налоги, которые должны фактически формировать бюджеты муниципальных образований. Они вообще несостоятельные по своей сумме и не могут никак обеспечить даже в какой-то минимальной степени необходимые расходы муниципальных образований. Они даже несоизмеримы с коммунальными платежами», - заявил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин на Коллегии.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте